Страсти в городском Госсовете разгораются с новой силой
Светлана САВЕНОК
После завершения непростой (в том числе, для губернатора и федерального руководства ЕР) кампании по избранию главы города Смоленска, казалось бы, политические страсти должны пойти на спад. Вроде «можно выдыхать», ведь сити-менеджер избирается простым большинством голосов (а не 17-ю, как глава), следовательно, и договориться с депутатами по кандидатуре нужного управленца должно быть легче. Казалось бы…
Парадокс четвертого созыва
Тем не менее, страсти в городском Госсовете не только не утихли, но после отъезда московских партийных кураторов разгораются с новой силой. Похоже, избрание сити-менеджера (управленца-хозяйственника, этакой городской «пчелки-труженицы») может обернуться новым политическим шоу.
Парадокс ситуации в том, что по персональному наполнению нынешний состав городского Совета объективно сильнее всех предыдущих. Здесь больше людей «состоявшихся», эффективных руководителей. Больше тех, кого невозможно ввести в заблуждение многостраничными табличками с «циферками», загнанными в аккуратные столбики. Да и с избирателями нынешние работают активнее.
Словом, если какой вопрос «по существу» - замечательный депутатский корпус получается, вмиг выведет «на чистую воду» хитроватых чиновников (что, кстати, уже было продемонстрировано совсем недавно). А как только надобно политическую зрелость демонстрировать, сразу сбоить начинает, сплошной конфуз получается. Даже журналисты устали потешаться над «командой единоросов-единомышленников», возглавляемой Николаем Алашеевым (имеется в виду фракция «Единой России» в Смоленском городском Совете). Сплошные «раскольники».
Слово - за депутатами
И вот сейчас этим «раскольникам» предстоит избирать главу администрации. Но прежде чем описывать подковерные депутатские игры, развернутые накануне работы комиссии, которая будет рассматривать заявки претендентов на пост сити-менеджера, отметим, что и в исполнительной власти города все отнюдь не безоблачно.
С одной стороны, судя по выступлениям политиков разного уровня в прессе, альтернативы Константину Лазареву на посту главы администрации быть не может. Хотя бы потому, что больше ни одна фигура на эту позицию публично никем не озвучивалась. Но глупо было бы думать, что одной этой фамилией список «достойных» кандидатов и ограничился бы. Тем более что Константин Григорьевич - не тот управленец, который начнет работу «с чистого листа». А у нас, как известно, очень любят связывать надежды именно с новыми людьми во власти. У Лазарева же было время продемонстрировать свои навыки в качестве первого лица города. Девять месяцев он возглавлял горадминистрацию, поэтому и у смолян, и у депутатов, и у областного руководства есть возможность оценить эффективность этого руководителя на посту «хозяйственника». К тому же впереди у команды Лазарева нелегкие испытания: начало отопительного сезона, сдача домов по капремонту, которые проводил «Жилищник», и административная погоня за созданием новых ТСЖ (как правило, подобные «операции» чреваты разоблачениями, люди-то грамотные пошли) - словом, что ни тема, то потенциальный скандал.
Правда, мнение жителей города, согласно Уставу, в процессе избрания главы администрации не играет вообще никакой роли. Позицию области город по идее учитывать должен, но уже сейчас можно сказать, что это, скорее всего, определяющего значения тоже играть не будет. В нынешней ситуации решение по персоне, которая будет управлять всеми городскими службами, все-таки остается за депутатами. Правда, и ответственность ляжет именно на них, но этот фактор сейчас вряд ли будет учитываться. Судя по всему, понятие «ответственность» в Горсовете нынче не актуально.
Сценарии, сценарии…
Делая прогноз о том, что процесс избрания главы администрации не будет бесконфликтной «технической процедурой», мы опираемся на данность. А она такова: восходящий тренд в работе нынешнего депутатского корпуса - внутренняя борьба двух слабо устойчивых группировок за собственную значимость в принятии принципиальных кадровых решений (кадровый вопрос уже более полугода для нынешнего Горсовета является вопросом №1). Повторим это данность, и опровергнуть ее не может даже «убедительно согласованная» позиция (19 голосов вместо необходимых 17-ти) в голосовании по кандидатуре главы города.
Сити-менеджеру достаточно набрать всего 13 «за». Возможно, если голосование будет безальтернативным, вопрос с главой администрации и удастся решить с первого захода… Но будет ли претворен в жизнь именно такой вариант? Сейчас с уверенностью можно сказать, что это произойдет только в одном случае - если комиссия по рассмотрению заявок претендентов на пост сити-менеджера выпустит на голосование только одну кандидатуру. А вероятность развития именно этого сценария стремится к нулю. В случае же вынесения на сессию хотя бы двух претендентов (не говоря о трех и более), шансы на избрание с первой попытки (и только ли с первой?) у Константина Лазарева резко падают.
Меж тем, депутаты уже сейчас развернули очень активное подковерное обсуждение сценариев и кандидатур. Что касается планируемых сценариев развития событий, озвучивать их преждевременно в связи с тем, что процесс находится еще на стадии «мозгового штурма» (когда на обсуждение выносятся все, даже самые «безумные», идеи). В самом деле, не обсуждать же всерьез вариант самороспуска Горсовета?! А такая идея тоже вброшена и обсуждается с самым серьезным видом. Поэтому поговорим о кандидатурах.
Претенденты
Фамилии «потенциальных претендентов» на пост сити-менеджера уже посыпались как горох. Нет сомнений, что некоторые якобы «претенденты» оказались в ситуации «без меня меня женили». Всерьез же наши эксперты говорят о трех фигурантах предстоящей борьбы за пост городского «завхоза». Это, как мы уже отметили, нынешний врио главы администрации Константин Лазарев, депутат облдумы (руководитель компании «Смоленские коммунальные системы») Сергей Маслаков и депутат Горсовета (председатель фракции ЕР, директор Заднепровского рынка) Николай Алашеев. Понятно, что эта тройка сформировалась на предварительной стадии депутатских обсуждений, и далеко не факт, что именно эти персоны окажутся в бюллетене для голосования. Крометого, по некоторой информации, комиссии по рассмотрению заявок может быть предоставлена возможность для «субъективного отсева» ненужных кандидатов.
Безусловно, Константина Лазарева к «ненужным» не отнесешь. Пока, как мы отметили выше, согласно публичным высказываниям, Константин Лазарев вообще единственный претендент на пост сити-менеджера. Кстати, в поддержку Лазарева на эту позицию очень горячо высказывался в прессе и Николай Алашеев (что, впрочем, вовсе не служит основанием для снятия с повестки дня кандидатуры самого Алашеева).
Пожалуй, стоит отметить еще один немаловажный момент: названная тройка потенциальных кандидатов сформировалась спонтанно и «под ковром». При всем желании депутатов взять тему «определения по сити-менеджеру» исключительно под свой контроль, все же нельзя исключать, что свое слово скажут губернатор и «Единая Россия» (готовность депутатов прислушаться к этому слову - другой вопрос). Поэтому вопрос окончательного варианта списка претендентов пока остается открытым.
Попытка реванша?
Одним словом, интрига запущена. Полагаем, сейчас депутаты попытаются взять реванш за провал операции «Без главы». На самом деле, неизвестно, сколько бы еще времени потребовалось для избрания главы города, если бы в процесс не вмешалась «тяжелая административная и партийная артиллерия» в лице Сергея Антуфьева и Валерия Рязанского.
Имеет ли смысл вмешательство «тяжелой артиллерии» в процесс избрания главы городской администрации сейчас? Имеет. Но только в том случае, если сити-менеджер будет самостоятельной фигурой. Прежде всего, самостоятельной в плане проведения собственной кадровой политики. Потому что кадры решают все (кадровый вопрос, кстати, является одной из самых уязвимых точек нынешней администрации, возглавляемой Константином Лазаревым). Но не захотят ли депутаты расширить круг своих нынешних полномочий?
Как вы думаете, откажутся нынешние народные избранники от возможности утверждать не только финансовое распределение бюджетных потоков, но и назначения на ключевые должности (заместителей главы администрации и руководителей МУПов)? К слову говоря, эта тема начала обсуждаться еще депутатами Горсовета прошлого созыва, и созыв нынешний, судя по всему, все-таки доведет ее до логического завершения.
И насколько эффективной окажется при этом работа сити-менеджера - большой вопрос. Со связанными руками, знаете ли, сложно картины писать. Поэтому необходимое условие эффективности в такой ситуации может быть лишь одно: единомыслие не только (и даже «не столько») с главой города - Александром Данилюком - но и хотя бы с 13-ю депутатами. Причем, должно быть 13 «железных» голосов, а 13 «в принципе» - не вариант.
Может ли кто-то заручиться твердой поддержкой «13-ти» в Горсовете? Безусловно. Хотя бы потому, что «ничего невозможного нет» (все-таки, мы неисправимые оптимисты). И, в конечном итоге, нельзя исключать, что и депутатское право на согласование заместителей главы администрации и руководителей МУПов пойдет только на пользу не только сити-менеджеру, но и городу (опять-таки, потому что «ничего невозможного нет»). Поэтому, быть может, не стоит драматизировать предстоящую попытку депутатского реванша. Думается, после избрания сити-менеджера политическая ажиотация внутри Горсовета исчерпает себя, и большая часть избранных депутатов все же займется созидательной работой. На благо города-героя Смоленска, на благо жителей, сформировавших именно такой состав представительного органа власти.