Алексей Гуренков помогает разобраться в хитросплетениях смоленских политических игр
Светлана САВЕНОК, Максим КУЗЬМИН
Целый ряд событий, произошедших в сентябре, вновь заставил говорить о «Единой России». Причем, большой резонанс получили не только два «громких» (если не сказать, скандальных) события - избрание главы города Смоленска с участием федеральных партийных кураторов и последовавшая за этим отставка Сергея Белоконева с поста секретаря регионального политсовета.
Не меньше разговоров вызвала и кандидатура нового областного партийного лидера Андрея Шматкова. Помочь разобраться в хитросплетениях смоленских политических игр и спрогнозировать дальнейшее развитие событий внутри регионального отделения «Единой России» мы попросили Алексея Гуренкова (при выборе эксперта руководствовались двумя критериями - хорошее знание местной «партийной кухни» и готовность называть вещи своими именами).
- Алексей, несмотря на то, что Андрей Шматков в своей новой должности не успел сделать даже первого шага, это назначение уже активно обсуждается не только в кулуарных разговорах, но и в интернете. Одни говорят, что это хорошее кадровое решение, другие не скрывают своего разочарования…
- Сейчас давать какие-либо оценки этому назначению явно преждевременно. Даже для предварительных прогнозов относительно того, как будет строиться работа регионального отделения, должно пройти хотя бы какое-то время. Единственное, что я могу утверждать с полной уверенностью - это назначение наверняка оздоровит атмосферу внутри регионального отделения. У Андрея Александровича, помимо того, что он давно работает в «Единой России» и очень хорошо знает положение дел, как в партии, так и в регионе целом, есть еще одно важное качество. Его связывают годы совместной работы с Сергеем Владимировичем Антуфьевым…
- То есть, партию возглавил «человек губернатора»?
- Можно и так сказать. Следовательно, есть все основания говорить о работе в едином ключе, и соответственно, о повышении эффективности партийной работы. А то, что активно обсуждают – это только плюс! Если ситуация в «Единой России» вызывает интерес у смолян, значит, партия живет, развивается. Думаю, это хороший «симптом».
- Официальная информация о причинах отставки Сергея Белоконева – более интенсивный график работы в Госдуме (три дня в неделю). Откровенно говоря, такая трактовка не может не вызвать улыбки…
- Вы хотите, чтобы я стал опровергать официальную информацию?!
- Ни в коем случае. Мы хотим услышать ваше мнение о том, насколько эффективной была работа регионального отделения «при Белоконеве».
- Вы ставите меня в затруднительное положение. Если я скажу, что был «ужас, ужас», то, что называется, «брошу камень в спину», а для меня это абсолютно неприемлемо. Если скажу, что все было на высшем уровне…
- Это будет неправда?
- Судя по тому, что ваше издание давно и пристально изучает в том числе и нюансы партийной жизни, ответ вы прекрасно знаете.
- Давайте тогда перейдем к конкретике. На ваш взгляд, это нормально, что «оглушительная партийная победа» на выборах в Горсовет завела в такой тупик, что разрулить ситуацию без вмешательства представителей высших партийных органов оказалось невозможно?
- Согласен, это абсолютно ненормальная ситуация. Тем не менее, удивить этот «смоленский прецедент» может разве что стороннего наблюдателя.
- Хотите сказать, что к подобному развитию событий были предпосылки?
- Безусловно. Понимание, что ситуация выходит из-под контроля, лично у меня сложилось уже после того, когда вся работа городского отделения по процедуре праймериз оказалась перечеркнута «волевым решением» одного человека.
- Имеется в виду Сергей Белоконев? Кстати, говорят, именно несогласие с этими «странными играми» с праймериз и стало причиной вашего ухода с поста руководителя исполкома регионального отделения?
- Я не хочу комментировать какие-то конкретные эпизоды, скажу лишь, что это решение было принято мною после того, как я понял, что больше не имею никаких возможностей повлиять на ситуацию. А то, что происходило, я считал неприемлемым. Вспомните, как развивались события. Через процедуру «внутрипартийных выборов» прошло много достойных людей. Но потом произошло то, что произошло.
- Результаты праймериз отправили в мусорную корзину?
- Скажем так: по некоторым кандидатурам на комиссии было принято одно решение, а по факту выдвинуты совсем другие кандидаты. Праймериз – это, что называется, «последняя капля». Я посчитал невозможной для себя совместную работу с руководителем регионального отделения, который может себе позволить принять решение, которое идет в разрез с консолидированным решением городской партийной организации.
- А как же понятие партийная вертикаль?
- Не нужно смешивать разные понятия. Партийная дисциплина подразумевает неукоснительное выполнение принятых решений. Об этом говорит и партийный устав, да и просто здравый смысл – без дисциплины ни о какой эффективной работе говорить невозможно. Но партия – это не частная контора, где все решает собственник. В партию объединяются люди, придерживающиеся единых взглядов по принципиальным вопросам. А тактические решения по проведению конкретных выборных кампаний, определению персоналий на те или иные позиции должно приниматься после широкого, открытого обсуждения. И вердикт руководства не должен противоречить мнению большинства. Иначе получается не партийная дисциплина, а, извините, волюнтаризм.
Именно на коллегиальную работу мы и настраивались изначально, когда шли работать в региональное отделение, именно на это нас настраивал губернатор. В реальности же получилось совсем не так. И та же история с праймериз, когда все начиналось «по уму», «по-честному», а на последнем этапе вся эта работа пошла насмарку. Многие участники праймериз почувствовали себя обманутыми, а это - самое худшее, что может быть. Как мы можем заслужить доверие избирателей, если будем обманывать своих товарищей?
- Правильно ли мы поняли, что вмешательство федерального ресурса в процесс избрания главы города – это как раз и есть результат той самой «диктатуры одного»?
- На мой взгляд, да. Сейчас мы пожинаем плоды именно такого стиля руководства. Что мы получили? Постоянные разногласия внутри депутатского корпуса Смоленского городского Совета, который почти целиком представляют члены «Единой России» и сторонники партии. Считаю, что победные реляции после завершения той избирательной кампании мог озвучивать только человек, слабо понимающий реальную ситуацию (либо тот, кого не волнует, что будет завтра). Кстати, если помните, на той пресс-конференции после выборов прозвучали две различные оценки итогов выборной кампании в горсовет. От руководителя регионального отделения Сергея Белоконева – «партия одержала убедительную победу», от секретаря городского отделения Сергея Кривко – «мы отдаем себе отчет, что будет очень непросто».
- Мы поговорили о прошлом. А что же в будущем?
- Сейчас региональному отделению под руководством нового секретаря - Андрея Александровича Шматкова - предстоит выстраивать работу партийной организации. Конечно, не «с чистого листа», но, тем не менее, серьезные «ремонтные работы» провести необходимо – не за горами выборы в Госдуму. Причем, надо отдавать себе отчет, что времени на это остается совсем немного.