Археологи получили новые данные о времени сооружения укреплений в смоленском Гнёздово

Михаил Жуковский, руководивший раскопками на Центральном гнездовском городище в июле 2025 года, рассказал о результатах исследований и самых интересных находках. В сезоне 2025 года Смоленская экспедиция кафедры археологии исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова (в составе объединенной Смоленско-Гнёздовской экспедиции) продолжила изучение укреплений Центрального городища Гнёздова в районе основной линии земляного вала. Руководитель отряда Михаил Жуковский подвел итоги в своей авторской колонке.
«В ходе работ был получен целостный стратиграфический разрез протяженностью 12 метров, который, без сомнений, по окончании исследований станет для Центрального городища опорным. В уже раскрытой части разреза прослежены как минимум 7 этапов строительства и функционирования земляных укреплений Гнёздовского городища, причем все они, судя по находкам керамики, существовали в период «классического Гнёздова», а именно с конца IX по первую половину XI веков», - сообщил Жуковский.
По его словам важной находкой стало обнаружение в одном из ранних горизонтов арабской серебряной монеты аббасидского дирхама ал-Мамуна 812/813 гг. (197 г.х.).
«Хотя монета прямо не может датировать культурный слой, поскольку неизвестно время, которое прошло между её чеканкой и отложением в слое Гнёздова, она задает terminus post quem момент, не ранее которого произошло это событие», - поясняет ученый.
Но основная часть раскопа этого сезона пришлась на засыпку участка, исследованного еще на заре работ Смоленской экспедиции в Гнёздове в 1953 г. С помощью тотальной промывки культурного слоя на мелкоячеистых ситах обнаружены несколько сотен предметов.
Михаил Жуковский среди находок отметил трехлопастной черешковый наконечник стрелы редкой разновидности и декорированный костяной томар (тупой наконечник стрелы для охоты на пушного зверя).
Также было найдено орнаментированное костяное изделие полусферической формы с каналом-отверстием в центральной части. «Такие находки редки, но известны в древнерусских погребениях и обычно интерпретируются как пуговицы. В то же время в современных публикациях по археологии Ближнего Востока полностью аналогичные предметы считаются пряслицами для изготовления тонкой нити для пряжи высшего качества», - пояснил археолог.
Одной из лучших находок сезона он назвал подковообразную фибулу очень хорошей сохранности. «Изготовление подобных фибул, украшенных шипиками на гранчатых окончаниях, связывают с западом Финляндии».
Еще одна интересная находка - металлическая ременная накладка в североевропейском стиле Борре, входившая в состав уздечного набора верхового коня. Михаил Жуковский отмечает, что эта накладка идентична входившим в комплект украшениям сбруи, обнаруженным в погребении 1-й половины X в. в Средней Швеции.
«И гнёздовская, и шведская накладки, несомненно, отлиты по одной модели, и заманчиво было бы предположить, что владелец уздечки (или его конь), позже захороненные к северу от оз. Меларен в шведском Уппланде, бывали в Гнёздове, где и была потеряна одна из декоративных бляшек набора», - пишет ученый.
В работах полевого сезона 2025 года принимали участие студенты-практиканты МГУ, участники археологического кружка, студенты кафедры археологии, а также волонтеры.
В следующем сезоне продолжится расширение раскопа.
Больше фото - в авторской колонке Михаила Жуковского.
Источник фото: колонка Михаила Жуковского в ТГ.