25 марта в Доме художника открылась выставка А. И. Козикова
В День работников культуры 25 марта в Доме художника открылась выставка А. И. Козикова. Художнику и члену Союза в этот день исполнилось бы 80 лет, но судьба распорядилась иначе. Человека нет, но живёт его искусство.
Открывая выставку, председатель Смоленского отделения Союза художников РФ Ю. Мельков, в частности, отметил:
- 80 лет назад родился Анатолий Илларионович Козиков, которого мы помним, любим, и встреча с его искусством – это праздник всей нашей организации. Он был старшим товарищем, учителем, замечательным человеком, с которым легко было общаться и многому можно было научиться. Его любовь к своим коллегам до сих пор нас согревает и поэтому мы сегодня здесь. Я с удовольствием представляю семью Анатолия Илларионовича: его супругу, искусствоведа Людмилу Михайловну Козикову, а также его детей, членов Союза художников Александра и Веру (на снимке). Очень приятно, что семья в сборе, наша организация поздравляет вас с днём рождения мужа и отца.
Народный художник РФ В. Ельчанинов:
Я любуюсь картинами А.И. Козикова, они есть камертон того, как надо жить и работать. Заниматься именно тем, что тебе дано от Бога, а не эпигонством. Работы А. Козикова – хороший пример для молодёжи, для тех, кто хочет стать настоящим художником. Экспозиция демонстрирует, что такое композиция, что такое колорит – здесь всё есть. Таких художников как Анатолий Козиков по пальцам можно пересчитать! Козиков – наш смоленский Левитан. При этом у него своя яркая индивидуальность. Якобы Левитан, но он не Левитан, он – Козиков. В этом прелесть настоящего реалистического искусства. Сегодняшние разговоры по поводу актуального искусства происходят от необразованности, низкого уровня культуры. Люди не знают сути искусства, а суть его заключается в том, что каждый художник открывает свой мир, видит его и доносит по-своему, используя навыки учёбы и полученный по наследству талант. Как это делал А. Козиков.
Такое искусство будет вечно жить. Я счастлив, что хорошо знал А. Козикова, ездил с ним на этюды, вместе мы работали. Это был тихий, скромный человек, если бы он не ушёл так рано, сколько бы ещё мог написать. Когда работаешь с такими, как Анатолий Илларионович, тебе не важно, где ты живёшь: в Париже, в Москве или в Смоленске. С Анатолием Илларионовичем всегда было хорошо.
А. Козиков:
Зачинателем всех выставок отца является наша мама, наверное, это правильно. Часть едва ли не половина представленных на выставке работ – из запасников музея. Делая эту выставку, мы предоставляем смолянам, в основном молодому поколению, возможность оценить мастерство художника достойного. Ученика знаменитых В.Сорокина, С. Герасимова, И. Грабаря и Коровина.
Отец продолжал традицию русской импрессионистической школы. Кто интересуется реализмом, тот должен увидеть эту выставку. Он был художником состояния, своего состояния. И в то же время в его работах угадывается состояние дня. А поймать состояние дня очень сложно. Бывали моменты когда, выйдя на этюд, отец вдруг молча собирался и, недописав, говорил, что сегодня не тот день. Это не зависело от его настроения, но от состояния дня. Так было с работой «Аллея в Талашкино». Первый день писал её спокойно, приехал на следующий день, начал работу и – бросил. Не тот день, не то состояние в природе! Я неоднократно наблюдал такие моменты.
Заслуженный художник РФ Н. Агеева:
Он был очень поэтичный человек и по облику, и по восприятию мира. И все работы его отличаются поэтичностью. Его творчество это естественная реакция талантливого русского человека на окружающую действительность. Именно у таких мастеров как А. Козиков нужно учиться. Когда я вижу эти полотна, для меня это уже тоска, тоска по русской деревне, по тому, чего уже практически не найдёшь, тому, что вымирает, уничтожается. И скоро такие полотна останутся единственным художественным свидетельством целой эпохи.
Не знаю, что будет дальше, мы этого не увидим, и какая среда обитания грядёт, какие души в ней будут расти и взрастит ли молодое поколение таких художников, каким был Анатолий Илларионович Козиков?!
В. Козикова:
У отца оказался очень короткий жизненный путь, творческий и того меньше – всего 30 лет. Он подошёл к очень интересному этапу в своем творчестве, стал писать портреты. Здесь вы видите портрет С. Конёнкова, ещё есть Гагарин, ещё он мечтал написать портрет Глинки, много читал о нём. Но помешала смерть, портрет Глинки не состоялся, как и не состоялся поздний период творчества. Можно только представлять, каким бы он был.
Мне кажется, очень мудрым, светлым и, конечно же, очень простым. Но нам остался только рассвет творчества отца. Картины, которые вы здесь видите, очень разные по настроению, но их объединяет, пожалуй, одно чувство, чувство неравнодушного человека. Действительно, он передаёт нам своё восхищение, свою бесконечную любовь к природе.
Он был необыкновенно позитивным человеком и в своих полотнах передавал нам свой позитив, оставляя как бы духовное завещание, которое мы должны принимать и которое должно поддерживать нас в трудные дни. Меня оно поддерживает каждый день до сих пор.
Л. Козикова, вдова художника, искусствовед:
- С работы «После смены» начинается творческий путь А.И. Козикова. Картина написана в 1957 году, он только что закончил училище. Жил он в Вязовеньке, ходил через ж/д пути и усмотрел этот сюжет. В то время пейзаж особенно не поощрялся, требовали производственную тему. Но производственная тема получилась у него лирической: пара молодых людей, вероятно путейцы, после смены идут домой. С этой работой он участвовал в выставке на фестивале молодёжи и студентов в Москве в 1957 году и получил почётный диплом. Вскоре его приняли в Союз художников. Помимо того, что Бог дал Анатолию талант, он ещё получил хорошее художественное образование в Риге, затем в Ельце, где училище организовал В.С. Сорокин, ученик Коровина, И. Грабаря, мастеров Серебряного века. Успешно окончив это училище, он нашёл свой путь в искусстве. В 40 лет сделал свою первую большую выставку и тогда впервые сказал: «Теперь я чувствую, что пою своим голосом». Так он сам признал, что состоялся как художник, живописец, которого ни с кем не спутаешь. Успешно работал все 70-е годы и первую половину 80-х. Это расцвет его творчества. В Пржевальском приобрёл домик, отремонтировал его и превратил в художественную мастерскую. Вот полотно «Зимний вечер», которое он писал в мастерской, выключив свет в комнате. Он жил там сезонами. Мотивы Пржевальского, окрестностей Смоленска, Талашкина, озёр заповедного края наполняли его и широко представлены в работах Анатолия Илларионовича. Он – смоленских корней и с детства впитал в себя природу Смоленщины, самой судьбой ему назначено было быть только пейзажистом. Любил на берегу Днепра смотреть в облака, в воду… Кроме Смоленщины он писал академические дачи в Тверском краю, это знаменитый пейзаж «Левитановский мостик». Писал в Крыму на даче Коровина. Работал в жанре натюрморта, но немного. Его душа была отдана природе. Он не любил ярких пейзажей. Предпочитал сложное состояние погоды, природы, а это значит – мастер. Это очень сложный путь. Могу только представлять, каким бы он был, сколько бы подарил нам, дожив до сегодняшнего дня... Но он успел ответить на требования времени.