Смоленский Камерный оркестр отметил двадцатилетний юбилей
Его основателем, художественным руководителем и главным дирижёром был Давид Сергеевич Русишвили – скрипач, ученик В. Пикайзена, педагог, член Союза композиторов России. Знакомые между собой звали его просто – Давид. В его имени словно кроется код этого человека и музыканта. Талантом, вдохновением, своею погружённостью в музыку, преданностью искусству и особенно скрипичному искусству, он сразил-таки «голиафа» бюрократии – собрал, воссоединил музыкантов-смолян в небольшой коллектив. Прямо как у Окуджавы. Помните? «Надежды маленький оркестрик под управлением любви» – вот это о них: Давиде и его оркестре. Давид Сергеевич не успел сподобиться званий, наград, (чиновники замешкались) и в 2006 году ушёл в мир иной просто скрипачом, музыкантом, композитором, основателем и дирижёром оркестра без регалий и наград.
Его коллектив жив, не избалован гастрольными поездками. Как и вниманием властей. Даже на юбилейный концерт не пожаловал ни один из руководителей области и города. Без преувеличения можно сказать, что для начальства оркестр – что-то вроде чемодана без ручки. Коллектив «влачит существование». С 2006 года сменилось три художественных руководителя, с января 2011 года оркестр возглавляет уже четвёртый – Михаил Переплеснин. Коллектив покидают музыканты и не только в силу возраста.
Но при всём при том в репертуаре оркестра более 70 концертных программ, коллектив исполняет музыку разных эпох, стилей и жанров. С Камерным оркестром выступали пианист П. Гаук (Австрия), дирижёры Ф. Керфер (Германия) и Заслуженный артист России В. Булахов (Москва), композитор В. Зубицкий (Италия), виолончелист М. Дробинский (Франция), профессор Российской академии им. Гнесиных И. Чернявский, Народная артистка России И. Бочкова (скрипка), лауреат междунардных конкурсов Р. Замуруев, заслуженные артисты Россиии А. Тростнянский и Г.Муржа (скрипка). Это далеко не весь вклад оркестра в развитие музыкальной культуры Смоленщины. А теперь о юбилейном концерте.
Непогодь от 9 апреля обрекала зал на обилие свободных мест. Но нет, зал филармонии едва вместил поклонников Камерного оркестра. Программа юбилейного концерта открывалась серенадой В.А. Моцарта. Затем на сцену поднялись представители учредителя коллектива – Администрации Смоленской области – зам. начальника Департамента по культуре С. Жуков и директор филармонии В. Елисеенкова.
Сергей Викторович предложил вспомнить создателя Камерного оркестра Д.С.Русишвили, и зал ответил овацией. Он так же отметил ряд уникальных концертных программ, подготовленных и блистательно исполненных Камерным оркестром, воздал должное его смелости и патриотизму. Ведь многим произведениям современных композиторов Камерный оркестр подарил второе, по сути, рождение, впервые их блистательно исполнив. За многолетнюю творческую деятельность и большой вклад в развитие музыкального искусства огромную работу по эстетическому воспитанию и в связи с двадцатилетием со дня образования оркестра от имени губернатора Жуков вручил коллективу Почётную грамоту и выразил пожелание «иметь больше финансовых возможностей для реализации творческого потенциала, который имеет оркестр». В. Елисеенкова напомнила в общих чертах основные вехи творческого пути коллектива, его ветеранов и пожелала музыкантам оркестра «здоровья, успехов, творческого вдохновения, оставаться всегда такими замечательными, какие вы у нас есть».
Оркестр ответствовал музыкой Кальмана, Моцарта, особенно запомнилась «Аллилуйя» Моцарта, где партию вокала исполнила солистка смоленской филармонии Людмила Касаткина. Когда аплодисменты стихли, на сцену взошли директор АО «Сафоновский машиностроительный завод» С.Масютин и председатель Смоленского отделения Союза композиторов России, Заслуженный деятель искусств РФ Н.Писаренко. Первый напомнил, что возглавляемый им завод и Камерный оркестр связывает давняя дружба, что деятельность Д.С.Русишвили получила самую высокую оценку заводчан, он является лауреатом высшей награды завода, которой удостоено всего пять смолян. С. Масютин вручил всем оркестрантам по букету цветов и, самое, наверное, главное, оказал коллективу материальную поддержку.
Н. Писаренко напомнил, что Союз композиторов стоял у истоков создания этого замечательного коллектива, и зачитал поздравительную телеграмму от председателя Союза композиторов России, Народного артиста РФ лауреата Государственной премии Владислава Казенина:
-Дорогие друзья – коллеги! Композиторы России сердечно поздравляют вас с торжественной юбилейной датой двадцатилетием Смоленского камерного оркестра. Высоко ценим вас за беззаветное служение на благо процветания нашей Родины, за ваш добросовестный труд, высокое профессиональное мастерство, исключительную преданность своему делу, за большой вклад в дело развития музыкального искусства России. Мы особенно ценим ваше внимание на отношение к музыке во всём её многообразии, в котором отражено творчество как российских, так и зарубежных композиторов. Музыка – самое высокое и вдохновенное искусство.
Благодаря вашей активной и плодотворной деятельности, говорится, в частности, в телеграмме, город Смоленск стал одним из лучших центров музыкальной культуры. Ваше беззаветное служение музыкальному искусству вызывает восхищение. От всей души желаю вам крепкого здоровья, счастья, благополучия, новых творческих достижений, продолжения созидания музыки, которая помогает лучше понимать друг друга. Интересных вам премьер, аншлаговых залов и рекордного вдохновения. Многие вам лета. До новых встреч!
Телеграмма знаменитого композитора Шервани Чалаева имеет заголовок: «Камерному оркестру имени Давида Русишвили»:
- Дорогие друзья! От всего сердца с благодарностью и восхищением поздравляю вас со славным юбилеем – двадцатилетием зрелости и мужества! Моя любовь к вам бесконечна. Мало кто так преданно и любовно исполнял мою музыку, как вы. Рождением первым многих моих сочинений я обязан вам и только вам. И светлой памяти дорогого Давида Сергеевича. Также благодарен Ольге Земляковой и другим моим смоленским друзьям. Крепко вас обнимаю! Низко кланяюсь за вашу преданность настоящей музыке! Да хранит вас и ваш оркестр Творец и Департамент культуры славного города Смоленска!
Н. Писаренко зачитал и другие поздравительные телеграммы.
Завершила первое отделение концерта симфония №8 Ф. Мендельсона, все первое отделение за дирижёрским пультом стоял новый художественный руководитель оркестра Михаил Переплеснин. Во втором отделении блистали гости. За дирижёрский пульт встал художественный руководитель Костромского симфонического оркестра Павел Герштейн, концертный сезон 2008 – 2009 годов, работавший с нашим Камерным оркестром. В концерте Мендельсона для скрипки с оркестром ре-минор солировал Заслуженный артист России Александр Тростянский. А завершал концерт большой секстет для фортепиано и струнного оркестра М. И. Глинки, партию фортепиано исполнял лауреат международных конкурсов Руслан Разгуляяев. Это произведение редко исполняется, но – какое это чудо! Концерт завершился овацией, букетами и поклонами растроганных артистов.
Выразить своё мнение о Смоленском Камерном оркестре вне юбилейной комплиментарности я попросил бывшего художественного руководителя оркестра Павла Герштейна. Итак:
- Сегодня мне очень приятно было выступать с Камерным оркестром Смоленщины. Три года назад в моей творческой судьбе появилась радость возглавлять этот оркестр в течение одного сезона. Мы сотрудничали и сделали, я думаю, немало. К большому моему сожалению, коллектив подошёл к двадцатилетнему юбилею с большими проблемами. Оркестрантов стало меньше, ушла виолончелистка София Бокова, уехала Леночка Платонова – замечательная артистка! Они были каркасом оркестра. Сегодня их нет, и это, конечно, сказывается. Я сегодня, как и раньше, повторяю: в первую очередь оркестру необходимо решить кадровый вопрос. Потому что дирижёр может быть семи пядей во лбу, но если нет в оркестре хорошего костяка, то не всегда может что-то серьёзное получиться.
Доживёт ли Смоленский камерный оркестр до следующего юбилея? Вопрос, увы, совсем не праздный. Исполнительский уровень музыкантов – непререкаемая ценность. Но и роль художественного руководителя значит не меньше. Виктор Дубровский создал оркестр, в котором едва ли не половину составляли учащиеся музыкального училища. А сегодня оркестр им. В.П.Дубровского чтит даже начальство. Потому что у того коллектива есть постоянные, верные и деятельные служители. Лидеры. Как сложатся отношения у Камерного оркестра с М. Переплесниным, а самое главное, окажется ли он подвижником, покажет время. Камерному оркестру необходима самоотдача художественного руководителя, горение. Как это было у Д.С.Русишвили и у того же П. Герштейна. Но самое главное и грустное состоит в том, что Камерный оркестр не любят начальники. Концертов его не посещают, отделываются бумажными наградами. Не потому ли, что само слово «камерный» у смоленских чиновников вызывает на уровне подсознания совсем не концертные ассоциации? Как бы то ни было, но родина М.И. Глинки, в любви к которому так велеречиво ежегодно объясняются наши руководители, может потерять одну из своих музыкальных жемчужин. И виноватых, как всегда, не окажется…
Автор: Александр Березнев