Наибольшей популярностью среди абитуриентов пользуются экономические и гуманитарные специальности
Кем быть? – вопрос, который давным-давно стал жизненно важным. Он касается прежде всего выпускников школ и их семей, а также тех, кто уже имеет высшее образование, но по каким-то причинам остается невостребованным специалистом. Особенно актуальна эта тема сейчас, когда идет прием в учебные заведения. О том, какой выбор лучше сделать, учитывая реальные условия в регионе, мы поговорили с заместителем начальника Департамента Смоленской области по образованию и науке, кандидатом педагогических наук Юрием ГЛЕБОВЫМ.
- Юрий Александрович, как известно, в Смоленской области, как и в России, скоро завершится сдача ЕГЭ. При этом большинство наших выпускников чаще всего в качестве дополнительного предмета выбирают обществознание. Не физику, не информатику, не иностранные языки. Значит ли это, что молодые люди по-прежнему хотят получать высшее гуманитарное образование?
- Безусловно, школьники сдают предметы по выбору, ориентируясь на тот вуз, который они выбрали. Что касается обществознания, то это распространенный предмет при зачислении в вуз по результатам ЕГЭ не только на гуманитарные профессиональные программы. Данный экзамен засчитывается и по таким направлениям как торговое дело, гостиничное дело и туризм, бизнес-информатика и ряд других. По-прежнему наибольшей популярностью среди абитуриентов (как в России, так и в регионе) пользуются экономические и гуманитарные специальности. При этом отмечу, что в наших вузах открываются новые специальности, например, «Организация работы с молодежью», «Логистика и управление цепями поставок», «Таможенное дело», «Туризм», «Механизация сельского хозяйства». Увеличился прием на специальности «Автоматика и управление», «Транспортные средства», «Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров», на инженерные специальности.
В настоящее время в области готовят специалистов по 24 из 28 существующих укрупненных групп специальностей. В то же время, количество выпускников сферы высшего профессионального образования превышает ежегодную потребность в специалистах в таких сферах, как экономика и юриспруденция. Основная часть (79 %) выпускается на платной основе негосударственными учреждениями высшего профессионального образования.
- Понятно. А кто в таком случае нужен и точно не останется без работы?
- Анализ потребностей организаций Смоленской области в специалистах с высшим образованием, который проводился в 2010 году, свидетельствует о недостаточном количестве профессионалов в области здравоохранения, строительства, сервиса, полиграфии, электроэнергетики (в том числе инженеров-электриков), а также в информационной и транспортной сферах. Существует дефицит компетентных кадров в инновационной деятельности. Остро востребованы рабочие профессии в области строительства, машиностроения, сельского хозяйства, швейного производства, пищевой отрасли. Исходя из перспектив развития нашей экономики, на данные профессии можно в дальнейшем прогнозировать устойчивый спрос.
Эти профессии можно получить в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Но, как ни парадоксально, в последние годы среднее профессиональное образование по сравнению с высшим стало менее востребованным. Очевидно, что это связано с проблемами в сфере профессиональных намерений выпускников. Почти 90% родителей хотят, чтобы их ребенок получал именно высшее образование, и 60% готовы за это платить. Только 16% школьников после 9 классов хотят продолжить образование в колледже, техникуме или училище.
- Как планируется решать данную проблему?
- В целях повышения эффективности профессионального образования, формирования конкурентоспособного кадрового потенциала в этом году нами совместно с учеными, экономистами и другими специалистами разработана Региональная комплексная программа развития профессионального образования на 2011-2015 годы. Если говорить в двух словах, то это большой комплекс мероприятий, которые будут способствовать повышению качества образования, закреплению специалистов на предприятиях, сотрудничеству образовательных учреждений с предприятиями, трудоустройству выпускников.
Разрабатывая программу, мы пришли к выводу, что для эффективного расходования денег из областного бюджета необходима оптимизация образовательных учреждений. Так, мы исключаем дублирование специальностей в областных учреждениях профессионального образования. Зачем в нескольких учебных заведениях в пределах одного города готовить специалистов по одной и той же специальности, которая, к тому же, и не востребована?
Оптимизация связана и с демографической ситуацией в регионе. По нашим данным, демографическая ситуация, а значит, и количество учащихся, станут прежними только через несколько лет. И мы, создавая стратегию, понимали: нужно не допустить того, что получилось с детскими садами. Оптимизируя учебные заведения, мы освобождаем помещения для детских садов и, таким образом, делаем определенные перестановки в системе хозяйствования, чтобы система образовательного процесса в своей инфраструктуре не рушилась.
- Что делается для повышения качества образования – основного показателя работы учебного заведения?
- Мы проводим конкурсы профессионального мастерства среди учащихся и студентов. Кстати, в этом году мы возродили очень важный для региона конкурс по профессии тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, который прошел в Демидовском районе. Готовясь к нему, наши учащиеся в качестве тренировки вспахали большие площади земли в близлежащих хозяйствах. Парни садились за руль трактора и были полностью готовы выполнять различные виды работ. На меня лично это произвело сильное впечатление: они управляются со сложной сельскохозяйственной техникой как с игрушкой! Не менее интересным стал конкурс и по электротехническим профессиям в городе Десногорске.
Конкурсы проводятся и среди педагогов, чтобы и они повышали свою квалификацию. Например, широкую популярность завоевывают конкурсы «Преподаватель года» и «Мастер производственного обучения». Для наших сотрудников и педагогов в этом году мы стали проводить спартакиады и соревнования по лыжным гонкам, плаванию, спортивным играм - готовимся к областному туристическому слету. Когда ученики видят своего педагога или мастера на спортивной площадке, лыжне, сопереживают ему; их объединяют общие чувства.
Еще одна наша задача – развивать в образовательных учреждениях внебюджетную деятельность, чтобы стимулировать оплату труда педагогов и развивать материальную базу. Это может быть связано с выпуском продукции в учебно-производственных мастерских, развитием дополнительных платных образовательных услуг. Например, в Козловском сельскохозяйственном техникуме более 110 гектаров пашни, 120 голов крупного рогатого скота. Здесь студенты работают на комбайнах, выпекают хлеб. В профессиональном училище № 6 города Духовщины популярна профессия «Пчеловод», в этом году открыта специальность «Хозяйка усадьбы». Чему учат на первой специальности, я думаю, понятно, а вот вторая – очень интересная: девушки в процессе обучения получают права водителя категории В и С, навыки портного, повара-кондитера, могут научиться ездить и на тракторе. В преддверии празднования 1150-летия города Смоленска мы будем на базе наших учреждений изготавливать различную сувенирную продукцию. Пекари возродят сувенирный «Смоленский пряник», а он, как помнят смоляне, был не хуже тульского.
- Оборудование, на котором проходит обучение, новое?
- Вы затронули очень серьезную проблему. К сожалению, почти вся техника в наших учебных заведениях требует обновления. Если мы закупим дорогостоящую технику в одно учреждение, пройдет несколько лет, и она морально устареет. Больше денег нет. И что дальше?.. Собственно, поэтому программой, о которой я говорил, предусмотрено создание современных материально-оснащенных центров по востребованным профессиям и развитие частно-государственного партнерства с предприятиями. Почему это выгодно предприятию? Например, законодательство предусматривает для предприятия-наставника льготное налогообложение. Конечно, эту форму взаимодействия еще надо совершенствовать. Но учащимся и студентам важно с первых дней быть в курсе всех технологий, реально использующихся на предприятии. Например, многие переходят на автоматизированные системы управления. Современному металлообработчику уже не надо стоять у станка с напильником в грязном комбинезоне. Теперь он закрепляет деталь, набирает программу и следит за процессом; при этом ходит в хорошей чистой одежде при заработной плате свыше 30000 рублей.
Конечно, так далеко не везде. Например, только единицы сельхозпредприятий могут предложить сразу высокую зарплату. Но для этого существуют областные программы, в числе которых программы по закреплению специалистов на селе, финансируемые Администрацией Смоленской области. Например, молодые специалисты, приезжающие работать на село, сразу получают солидные подъемные, а в течение трех лет доплаты к заработной плате, также доплаты к стипендии при обучении. Но, несмотря на все это, ажиотаж, к сожалению, пока небольшой.
- Надеюсь, со временем ситуация изменится. А какой совет Вы можете дать выпускникам школ, которые еще не определились с учебным заведением?
- Пользуйтесь своим правом выбора! И помните о приоритетных на сегодняшний день специальностях. Отправляясь получать высшее образование, задумайтесь, будете ли Вы востребованы потом, будет ли у Вас хорошая зарплата. Реалии таковы, что всего этого можно добиться, имея рабочую специальность. Даже если получить рабочую специальность и идти учиться дальше, багаж знаний и навыков у Вас будет намного солиднее. Представьте себе: уже в 16-18 лет иметь профессию, а значит, и возможность быть самостоятельным. Это нужно даже для того, чтобы более уверенно чувствовать себя в жизни, знать, что ты что-то умеешь делать руками. Когда человек с высшим образованием начинает работать по специальности и не знает, как – это, конечно, печально. Поверьте, я сталкивался и с такими людьми.
- Давайте перейдем от печального к веселому. Ведь впереди выпускные вечера...
- Совершенно верно. В этом году мы впервые организуем беспрецедентное мероприятие - бал выпускников. Лучшие выпускники учреждений среднего и начального образования со всей области соберутся на торжество в Смоленской областной филармонии, а потом продолжат праздновать свой выпуск в лучших развлекательных заведениях города Смоленска. Это будет грандиозно. Приглашаем!
- Спасибо за приглашение и за беседу, Юрий Александрович.
Автор: Мария Волкова