В очередной раз Смоленский городской Совет отказался передавать здания лечебных учреждений в государственную собственность
Светлана САВЕНОК
В очередной раз Смоленский городской Совет отказался передавать здания лечебных учреждений в государственную собственность. О том, что «непрошибаемая» позиция ряда депутатов ведет к срыву модернизации городской медицины, мы писали не раз. Соответственно, очередное голосование освещать не собирались вовсе, несмотря на просьбы отдельных депутатов отразить тот факт, что не весь горсовет «вымазан одной краской». Да и писали мы о том, что депутаты, в том числе депутаты–медики, которые понимают необходимость принятия этого социально важного решения, оказались заложниками «блокирующей кучки», готовой превратить любой остро стоящий на повестке дня вопрос в предмет политического (или иного?) торга.
Объясняем: в глазах населения вы, господа депутаты, «все одной краской вымазаны», потому что голосуете, закрыв рукой кнопочку конгресс–системы; потому что некоторые из вас выступают за одно, а голосуют по–другому; в конце концов потому, что горсовет принимает соответствующее решение — никакой модернизации в городе. «Заложникам» этого решения сочувствуем, но поименно здесь и сейчас называть не станем.
На июньской сессии горсовет решение снова не принял. «Фигушки вам, а не модернизация», — постановили народные избранники в самом начале сессии. А чуть ближе к ее концу появилось очередное обращение ряда депутатов к главе города Данилюку о необходимости собрать внеочередную сессию, на которой решить вопрос с передачей зданий лечебных учреждений в областную собственность.
Откровенно говоря, не смешно уже даже. Слушая, как ярые противники такой передачи изощряются в поиске искусственных доводов, путая «теплое с мягким», отсмеялись и свидетели депутатских прений на эту тему, и сами депутаты. Уже и область подозревали в том, что хочет забрать больницы, «чтобы потом их продать», и высказывание Путина на тему разделения полномочий в сфере оказания медицинских услуг кастрировали, потеряв из него самое важное, и Рошаля цитировали в том же формате… Лучше бы принимали решение без обсуждения, иногда и правда, лучше молчать.
Словом, последние полгода мы наблюдаем тот же «цирк», что и с избранием главы (сначала города, потом — администрации). Только по другому вопросу. К сожалению, на сей раз вопрос уже не в том, чье именно «мягкое место» достойно занять руководящее кресло. Нынче все гораздо серьезнее, потому что это вопрос о приведении в нормальное состояние городских больниц и поликлиник.
Но видимо в нынешнем горсовете за первый «веселый» год работы установились такие правила игры, что суть проблемы уже никого не волнует. Важно — «пройдет» или «не пройдет» решение. Не до сути, когда на кону политический азарт и «здоровый» аппетит, который, как известно, приходит во время еды. Обо всем этом и писалось, и говорилось немало. Всем все понятно, и не было бы нужды еще раз поднимать эту тему. Но появился важный штришок, который мы не могли обойти вниманием.
Одно дело — заниматься подменой понятий и вводить в заблуждение друг друга, прессу и население здесь, на площадке Смоленского горсовета, где уже никто ничему не удивляется. И совсем другое — попробовать проделать то же самое на более высоком уровне. К примеру, в Государственной Думе, при обсуждении проекта федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан». Тем более, что смоляне активно включились в процесс такого обсуждения на площадке ОНФ, непосредственно в парламенте. Именно там, на заседании профильного комитета Госдумы, выступали представители регионов, в числе которых — заместитель начальника департамента Смоленской области по здравоохранениию Вероника Чернышова, главный врач клинической больницы скорой медицинской помощи Владимир Журавлев и глава администрации Вяземского района Инна Демидова. И, как отметила председатель комитета Госдумы по охране здоровья Ольга Борзова , выступления смолян заслужили самой высокой оценки.
В кои–то веки появилась возможность отличиться на высоком уровне и у главы города Смоленска Александра Данилюка (которого тоже включили в состав смоленской делегации). Только среди выступающих его почему–то не оказалось. Может потому, что здание Госдумы — все–таки не то место, где «прокатывает» не раз обкатанная в Смоленске демагогия? Может потому, что на более широкую и подкованную аудиторию пришлось бы признать, что есть большая разница в возможностях по содержанию сферы здравоохранения у таких городов как Санкт–Петербург, Екатеринбург и т.д. и у города Смоленска? (Разница в том, что первые могут содержать, если захотят, но к Смоленску эта история не имеет никакого отношения.) Может потому, что пришлось бы признать: посредством представительного органа власти, которым руководит Александр Данилюк, в Смоленске созданы искусственные препятствия для переоснащения лечебных учреждений и приведения их в надлежащий вид?
Можно продолжить эту вереницу риторических вопросов, но не ставим себе цель вывести кого–то на чистую воду. Тема поднята лишь потому, что вопрос имеет огромную социальную значимость. Именно в этой связи мы посчитали уместным предоставить слово участникам того обсуждения проекта федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» в Госдуме — Инне Демидовой и Владимиру Журавлеву, попросив их прокомментировать ситуацию.
Инна Демидова, глава администрации Вяземского района:
— Я выступала не только от своего имени, но и от лица многочисленных коллег, входящих в состав Палаты глав администраций и Совета глав муниципальных образований Смоленской области, давших мне такое право.
Мы, главы, как раз и представляем этих граждан. Россия на две трети состоит из дотационных муниципалитетов, и мы, главы, ежедневно видим, как и чем живет муниципальное здравоохранение. Плачевно живет: не хватает не только узких специалистов, но и хирургов, и педиатров, а через два–три года может статься так, что вообще некому будет работать.
Возможно ли оставить муниципальное здравоохранение в существующем сегодня виде? Судите сами. До последнего времени финансирование ЦРБ ложилось на плечи районных бюджетов. При существующих дефицитах многих из них главы постоянно стояли перед непростым выбором: куда направить финансы, на ремонт школы, больницы или дворца культуры? В данной ситуации говорить о развитии муниципального здравоохранения не приходилось, а Бюджетный кодекс не позволял софинансировать районные больницы соседним муниципалитетам.
Какие плюсы получает, к примеру, Вяземский район от передачи полномочий в сфере здравоохранения на региональный уровень? Приведу только одну цифру. В прошлом году из местного бюджета на ремонт медучреждений мы смогли выделить только четыре миллиона рублей, в этом за счет областного бюджета уже получено 18 миллионов на ремонт больниц, и 60 миллионов — на приобретение медоборудования. Думаю, разница очевидна.
Очень жаль, что я не обнаружила в числе собравшихся главу Смоленска Александра Данилюка, которому хотела пояснить абсолютную несостоятельность аргумента, приводимого Смоленским городским Советом, не желающим расставаться с недвижимым имуществом бывших городских больниц — мол, якобы эти помещения в будущем могут быть использованы под какие–то сомнительные нужды. Рассуждая подобным образом, депутаты Смоленского городского Совета, сознательно или нет, но вводят своих избирателей в заблуждение, поскольку в законопроекте «Об основах охраны здоровья граждан» четко указано на недопустимость перепрофилирования помещений объектов здравоохранения. И это без труда поймет всякий, кто ознакомится с проектом данного закона.
Владимир Журавлев, главный врач ОГБУЗ «Клиническая больница скорой медицинской помощи»:
— Прежде всего новый федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан» устранит децентрализацию здравоохранения, наличие которой за последние пятнадцать лет принесло очень большой вред. Ведь что мы имели? Субъект РФ выделял муниципалитетам финансы на приобретение лекарственных средств, на ремонт больниц и тому подобное, но повлиять на муниципальную кадровую политику в части здравоохранения не имел никакой возможности. Главные врачи ЦРБ назначались главами муниципалитетов без какого–либо согласования с региональным департаментом здравоохранения, денежные траты велись бесконтрольно. Обезличенные — нецелевые — поступления в местные бюджеты позволяли главам тратить их по своему усмотрению. Нравится главе главврач, он направит средства на здравоохранение, не нравится — до свидания. А какой главврач понравится местной власти? Понятно, что в первую очередь тот, который активно участвует в выборах главы, собирает трудовые коллективы на общественные слушания и так далее. При этом, даже если в больнице такого главврача рушатся стены, все равно он будет хорошим.
С принятием нового закона наконец–таки будет выстроена вертикаль власти, которая даст субъекту РФ возможность осуществлять надзор над деятельностью всего здравоохранения в регионе. Может ли муниципалитет самостоятельно содержать сферу здравоохранения? Нынешний законопроект достаточно лоялен, он не навязывает жестких решений, понимая, что различные регионы имеют порою несопоставимые финансовые возможности. То же самое можно сказать про муниципалитеты. Есть города–миллионники вроде Санкт–Петербурга или Екатеринбурга, которым это под силу. К примеру, бюджет Екатеринбурга составляет почти тридцать миллиардов рублей, и ежегодно на нужды городского здравоохранения там ассигнуется четыре миллиарда рублей. Вполне очевидно, что в этом конкретном случае минздравсоцразвития не настаивает на обязательной децентрализации.
Давайте теперь зададимся вопросом: а может ли бюджет города Смоленска позволить себе подобные инвестиции в здравоохранение? Конечно же, нет! И для таких субъектов РФ наиболее целесообразно иметь единую — региональную — форму управления системой здравоохранения. В этой связи события, происходящие в последнее время в Смоленском городском Совете иначе, как вредительством против горожан я назвать не могу. Идет какая–то дележка. Думаю, некоторых депутатов больше интересуют доходы, получаемые от аптек, расположенных на территории больниц, чем здоровье своих избирателей, имевших неосторожность их избрать. Мне очень обидно и стыдно за Смоленщину, которая в этом плане выглядит неприглядно, поскольку во многих регионах компромиссные решения по этому вопросу найдены.
Хочу сказать, что с точки зрения закона полномочия не могут быть переданы без передачи недвижимости, и пообщавшись на эту тему с одним из членов комитета Госдумы по законодательству, я понял, что в ближайшем времени данная позиция найдет свое отражение в новом федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан». Тогда горсовет будет вынужден осуществить передачу зданий лечебных учреждений в госсобственность. Жаль только, что мы теряем драгоценное время из–за этих непонятных препирательств.