Смоляне станцевали контрданс и «пастушку»
Ассамблея под куполом Громовой башни. Смоляне попробовали воссоздать бал петровского времени и станцевать популярные тогда контрданс и "пастушку". Трудно ли это, увидела наша съемочная группа.
"Гребите дружно, моряки!" - вовсе не команда на корабле, а танец, популярный на ассамблеях в начале XVIII века. Гости этого бала танцуют "пастушку", жигу, форлану, англез. Живая традиция их исполнения давно утрачена, упоминания о них сохранились лишь в учебниках танцев. Например, контрданс первоначально отсылал к поединку, поэтому одно из движений имитирует выстрел.
Петр I позаимствовал в Европе моду на балы, однако в России ассамблеи приживались с большим трудом, ведь совместного досуга дам и кавалеров еще не было. Большинство танцев были тоже заимствованы. Царь лично прописывал правила поведения на ассамблеях и даже придумывал танцы. -
Вера Ушкевич, преподаватель танцевального общества "Феникс" (Москва):
"Был некий танец "Метелица", который был персонально придуман Петром I и его второй женой Екатериной I. Как именно он выглядел, мы не знаем". -
Хозяйка смоленской ассамблеи - московский преподаватель исторического танца Вера Ушкевич. Ей удалось за считанные минуты организовать танцевальные сеты. Особенно замысловатый танец - "пастушка". Его история восходит к моде на пасторальные мотивы.
Обязательным требованиям к участникам был исторический костюм. Те, кто сумел подготовиться, а таких было не много, постарались соблюсти все детали. Так, несмотря на жару, "граф Шереметьев", он же Александр Шохонов, демонстрировал бархатный жюстокор, камзол, жабо и соответствующие эпохе кюлоты. -
Александр Шохонов, участник ассамблеи:
"Вообще раньше мужчины носили корсеты. Потому что он хорошо подтягивал живот и позволял держать осанку". -
По словам преподавателя танцев, участники смоленской ассамблеи оказались примерно в тех же обстоятельствах, что и придворные Петра I: без малейших знаний о танцах и с боязнью оконфузиться. Однако им удалось быстро справиться и с тем, и с другим.