Куда уехали Смоленские трамваи?
Мы решили разузнать, что же на самом деле стало с отжившим свое городским транспортом.
Американская история
«Вот, оказывается, куда подевались старые смоленские трамваи RVR, ходившие по улицам города в 70-80-е, - сообщает автор одного из дневников в смоленском ЖЖ. - Их продали в Америку, там перекрасили, и теперь они возят пассажиров по Сан-Франциско». «Смоленск и Сан-Франциско очень близки по топографии, и трамваи, забиравшиеся на Большую Советскую, легко забираются и на Пауэл Стрит, - продолжает блоггер. - Ходят слухи, что Рейган, будучи еще губернатором Калифорнии, вел тайные переговоры с Иваном Ефимовичем Клименко. Другие говорят, что их пообещал Америке Хрущев…»
Некоторые смоляне вспоминают истории и байки, связанные со старыми трамваями:
«В своих частных воспоминаниях бывший министр транспорта Трубицын, а тогда городской чиновник, писал о забавной истории. Когда американцы осматривали опытный образец трамвая, кто-то из них сказал в сторону водителя: «Найс кэбл кар» (отличный трамвай!). А водителю послышалось, что американец назвал его "Вася-кобель", и он полез в драку. Все были в шоке, пришлось вызывать доцента-шекспироведа с факультета иностранных языков, чтобы объяснить, что вагонoвoжатoго совсем не имели в виду».
Как умирают трамваи
Впрочем, есть поводы сомневаться в правдивости истории о проданном за границу старом транспорте.
«Старые трамваи списываются и утилизируются, - говорит Владимир Ерохин, главный инженер МУ «Трамвайно-троллейбусное предприятие Смоленска». – Некоторые запчасти, конечно, оставляются для ремонта других вагонов. Согласно нормативам, срок эксплуатации трамвая – 16 лет, но у нас есть вагоны, которые в использовании с 1988 года. Всего в смоленском трамвайном депо 80 трамваев, а на улицы города с утра выезжают 58. О том, что наши старые трамваи были куда-то проданы, я слышу в первый раз. Конечно, трамваев 70-х годов у нас уже не осталось, но, скорее всего, они были отправлены в утиль».
Электрические фонари появились на улице благодаря трамваям
Идея строительства смоленской городской железной дороги (именно так назывались в то время трамваи) появилась в 1898 году, и уже 20 октября 1901 года началось движение трамваев по городу. Кстати, именно благодаря открытию трамвайного движения появились первые электрические фонари, первые правила дорожного движения для гужевого транспорта (так как считали, что дребезжащий трамвай будет пугать лошадей) и первые «гаишники» (их роль выполняли специально подготовленные полицейские). Маленькие вагончики ходили по узкоколейным путям челночным способом (то есть кабина водителя была с двух сторон: доехал до конца, перелез в другую кабину и едешь обратно).
Трамваи такого типа, по слухам, сейчас ходят в Сан-Франциско.
Фото: Дина ГРИШИНА
Все трамваи были произведены Русским электрическим обществом «Унион», хотя русским его назвать было сложно: основная часть капитала принадлежала бельгийской фирме. Нельзя сказать, что первые трамваи были демократичным транспортом. Проезд стоил 5 копеек, для учащихся, если они в форме учебного заведения, – 3 копейки, а вот полицейские могли ездить бесплатно. При заработной плате рабочего (11-12 рублей) и даже чиновника (25-30 рублей) позволить себе такое удовольствие могли только купцы, которые зарабатывали в 20 раз больше чиновников. Да и «зайцем» тоже проехать было сложно: в каждом вагоне был свой кондуктор.
Во время Великой Отечественной войны трамвайное депо было полностью разрушено. Первый трамвай после войны пошел только в 1947 году. Это был состав из трех вагонов, и шел он по маршруту «Вокзал – Никольское кольцо – Вокзал». Только в 1959 году появилось трамвайное движение на улицах Дзержинского, Фрунзе и на проспекте Гагарина. А в 1972 году трамваи пустили по улицам Тенишевой, Крупской, Николаева, Багратиона и Нахимова.
С 1959 года трамвайное управление начинает получать новые вагоны отечественного производства МТВ – 82. А в 1967 – новые подвижные составы РВЗ-6, РВЗ-6М и РВЗ-6М2 (двухдверные желто-красные трамваи производства Рижского вагоностроительного завода).