Смоленской таможне исполнилось 17 лет
Смоленской таможне исполнилось 17 лет, но, несмотря на довольно юный возраст, она зарабатывает для страны миллиарды рублей
О настоящем и будущем Смоленской таможни, а также о ее проблемах нашему корреспонденту рассказал первый заместитель начальника таможни, полковник таможенной службы Василий Князев.
- Василий Александрович, периодически по телевидению показывают репортажи с различных таможенных пунктов России, где стоят многокилометровые очереди грузовиков и водители-дальнобойщики по нескольку суток ожидают прохождения таможенного контроля. Как с этим обстоят дела у нас?
- Многокилометровые очереди - понятие относительное: 40 фур занимают один километр дороги. На некоторых стационарных пунктах пропуска на границе построено до 18 полос для размещения транспорта, проходящего таможенный контроль. У нас, к сожалению, такого нет. Инфраструктура Западного таможенного поста с 1995 года практически не развивается. Поэтому в «пиковые» дни - воскресенье, понедельник, вторник - очереди возникают. Хотя процедура оформления документов на каждый автомобиль занимает не более 15 минут, из-за отсутствия полос для размещения транспорта водитель может затратить на прохождение через ОТОиТК от одного часа до одних суток.
- Кстати, какая доля ввозимых в Россию товаров приходится на Смоленскую таможню?
- По автоперевозкам - 28 - 30 процентов. И должен заметить, судя по ввозимым в последнее время в нашу область товарам - оборудование для промышленности, транспорта, строительства, - Смоленщина развивается.
- Вероятно, грузооборот по экспорту и импорту тоже растет?
- За первый квартал 2008 года, в сравнении с таким же периодом 2007-го, объем международных таможенных перевозок увеличился на 35 процентов.
А вообще, таможенная служба РФ дает порядка 40 процентов поступлений в федеральный бюджет. И вскоре эта цифра, вероятно, достигнет 50 процентов. Хотя это ненормально - доля таможенных доходов в бюджетах развитых государств в несколько раз меньше.
- Но если таможня так много средств дает в казну, почему бы федеральному центру не выделить деньги для развития инфраструктуры отделов таможенного оформления и таможенного контроля на российско-белорусской границе и, в частности, дополнительных полос по размещению грузового автотранспорта?
- На совместной коллегии Минтранса и Федеральной таможенной службы в 2007 году было достигнуто соглашение о начале строительства в 2009 году на магистрали М-1 дополнительных полос и проведении других работ, которые позволят повысить пропускную способность.
- В последнее время стало больше не только разговоров, но и практических действий по сближению России и Белоруссии, и, чем черт не шутит, возможно, состоится-таки союз с центром в Смоленске. Какова, в таком случае, будет участь нашей таможни?
- В феврале этого года вопрос поэтапной отмены ряда таможенных функций между Россией и Белоруссией рассматривался на коллегии Таможенного комитета Союзного государства в Гродно. Если союз состоится, то необходимость в таможенном контроле отпадет, как это произошло в Евросоюзе. Но это дело не одного дня, в частности, процесс сдерживается тем, что белорусская сторона не выполнила ряд своих обязательств по формированию Таможенного союза в области тарифной политики.
- В Смоленске, да и в Москве муссируются слухи о строительстве логистического центра по растаможиванию ввозимых товаров на «Минке» в Вязьме. Что вы скажете по этому поводу?
- Безусловно, такой вариант в первую очередь выгоден столице - ее в значительной мере разгрузили бы от транспорта, перевозящего товары, находящиеся под таможенным контролем. Для нашей области это дополнительные рабочие места, развитие инфраструктуры, и мы готовы поддержать эту идею. Но никаких движений в этом направлении нет, и к нам с предложением о строительстве логистического центра в Вязьме никто не обращался.
- Недавно вице-губернатором Смоленской области назначен Олег Драганов, сын одного из известных руководителей федеральной таможенной службы Валерия Драганова. Возлагаете ли вы какие-либо надежды на взаимное сотрудничество?
- С Валерием Гавриловичем Драгановым в Смоленской таможне знакомы с 1995 года. Он один из создателей современной российской таможенной системы. Что касается администрации области, то мы всегда работаем в едином ключе и благодарны за оказываемую помощь.
- Ходят слухи о контрабанде товаров по небольшим дорогам в Хиславичском, Руднянском районах…
- На этих направлениях у нас действуют мобильные группы в составе СОБРа и оперативных подразделений таможни. Помогают и специалисты пограничного управления. Массовых перемещений фур в этих местах не наблюдается. В основном из Белоруссии везут к нам мелкими партиями мясо, не прошедшее ветеринарный контроль. Его мы конфисковываем и, заботясь о безопасности граждан, уничтожаем. Также ввозится металлолом.
- Уже не первый год решается вопрос о строительстве здания таможни в центре Смоленска, на ул. Тенишевой. Как известно, тяжбы по поводу земельного участка решились в вашу пользу, но работы пока не начались. Что будет представлять собой новый офис?
- Проект административного здания сейчас проходит государственную экспертизу, которая близится к завершению. Но в ее ходе возникли вопросы по охране памятников архитектуры. Теперь проект Г-образного здания стилизован под готический стиль костела, рядом с которым оно будет расположено. И уже на второе полугодие 2008 года планируется выделение средств на его строительство.
- Во что обойдется такое удовольствие и когда будет завершено строительство?
- Его сметная стоимость около 400 миллионов рублей. Предполагаемый срок строительства -
3 года. А пока штат сотрудников таможни, состоящий более чем из 1 тысячи человек, располагается в небольшом собственном здании, на арендованных площадях и в деревянных вагончиках. Надеемся, что строительство здания завершится в срок и нам удастся создать рабочие места, в полной мере отвечающие современным требованиям, и еще более качественно обслуживать участников ВЭД.
Cправка «РП»
30 апреля 1991 года приказом ГУ Государственного таможенного контроля при Совмине СССР была создана Смоленская таможня. Зоной ее ответственности стала Смоленская область с более чем 500-километровым участком границы с Республикой Беларусь. Грузопоток через отделы таможенного оформления и таможенного контроля (ОТОиТК), расположенные на этом участке, постоянно увеличивается. В отдельные дни на ОТОиТК №7 «Красное» только по процедуре МДП оформляется более 1,6 тысячи машин с грузом, следующих в Россию.
В 2007 году на помощь нашим таможенникам пришел мобильный инспекционно-досмотровый комплекс, который позволяет проверять большегрузные машины с целью выявления и пресечения незаконной перевозки товаров без вскрытия грузовых отсеков.
Беседовал Василий Ганжала.