«Школа реальной журналистики» в Смоленске: задаем «глупые» вопросы, нарываемся на конфликт, ищем в плохом - хорошее!

В этом году в Смоленске дважды высаживался «десант» «Школы реальной журналистики». Столичные редакторы, журналисты, фотографы и видеооператоры делились со смоленскими журналистами, «НКО»ошниками и блогерами «рецептами» репортерской «кухни»: как находить неординарных людей, меняющих мир в лучшую сторону, и писать о них так, чтобы это было интересно читать. Но обо всем по порядку!
У хорошей истории хорошие правила!
1. Нет истории без конфликта. Нет конфликта нет темы и поступка
- Очень часто возникают такие ситуации, - делится с молодыми журналистами главный редактор журнала «Русский Репортер» Виталий Лейбин. - В центре истории герой, который делает добрые дела. Например, глава «Русфонда» Лев Амбиндер, основавший впервые в нашей стране банк доноров костного мозга. Этот человек победил внешние обстоятельства, прорвался вперед и совершил поступок. В то же время с ним очень тяжело работать! Лев Амбиндер сам признается в интервью «Русскому Репортеру»: «Я не обижаюсь на тех, кто меня называет гм. Но тех, кто «Русфонд» называет гм я просто уничтожу».
Это - внутренний конфликт. Человек помогает другим, творит добро, а внутри - очень сложный.
Ситуация становится еще интересней, когда герой не только изменяет окружающий мир, но и меняется сам. Невозможно смотреть фильм, если герой не претерпевает перемен и не растет над собой.
2. Выбрать главного героя с личной историей
- Часто история начинается не с героя, а с темы. Например, происходит наводнение или в Смоленске построен Дом для мамы. Репортер, выезжающий на место событий, еще не знает, кто станет героем его публикации. Он разговаривает со многими людьми, и вдруг в какой-то момент видите, что с одним человеком идет глубокий разговор, человек раскрывается. Именно тогда у него можно взять интервью. Репортеру нужно решить, кто будет его главным героем. У нас случаются репортажи, где задействовано много героев. Это - следствие недоработки. Герой истории не поставлен на первое место.
3. Записываем речь героя бережно и внимательно!
- Еще одно требование: речь должна быть живой, без канцеляризмов, эмоционально-окрашенной.
В паре «герой-журналист». Журналист доктор Ватсон, герой Шерлок Холмс. Роль журналиста описывать, а не совершать героические поступки..
Однажды Марина Ахмедова брала интервью у Рамзана Кадырова, а он, как обычно, опоздал. Президенты на встречи с прессой опаздывают такая традиция! Она сильно рассердилась и сидела как на иголках. Приходит Кадыров и радостно ей говорит: «Здравствуйте, Марина! Как я рад Вас видеть! Как Вам наш город?»
Марина спрашивает: «А Вам?»
«Я бы умер за Грозный»
«Что же вы сразу о смерти?»
И разговор заладился. Сразу появилось напряжение. Кстати, в этом интервью Марина раскрыла Кадырова как человека. Ее интервью с Рамзаном стало лучшим!
4. Задаем «острые и «глупые» вопросы
- Однажды со мной в командировке была Юлия Вишневецкая, рассказывает Виталий Лейбин. - Ее магическое свойство в том, что ее всегда интересует всё самого начала. И она спрашивает:
- Скажите, пожалуйста, а это что за ямка?
- Воронка.
- Мина, снаряд?
- Мина упала.
- Прямо сюда?
- Да.
- И был взрыв?
Любой человек обладает сильными коммуникативными качествами, чтобы как можно глубже раскрывать людей. Нужно лишь суметь найти их в себе. Одно из самых главных качеств интерес к собеседнику.
Марина Ахмедова: «Как пишут историю»
5 октября в Смоленск в рамках «Школы реальной журналистики» приезжала Марина Ахмедова заместитель главного редактора журнала «Русский Репортер», - и поделилась со смолянами своими «фишками».
- Про хорошие дела и хороших людей рассказывать очень сложно, потому что, с творческой точки зрения, эта тема - пустышка. Приезжаешь, и вот перед тобой человек, который творит добро. Можно взять у него интервью, уехать домой, расшифровать запись и сдать в редакцию интервью. Но вызовет ли оно интерес у читателя? А надо сделать так, чтобы было интересно.
Только святые положительные. Мы пытаемся нашего героя усложнить, внутренний конфликт в человеке, который слышен в противоречиях, углубляет его портрет.
У меня была студентка, которая захотела написать текст про балерину, которая занимается балетом с девочками с синдромом Дауна. Спрашиваю: «А что вы хотите о ней написать»? Она отвечает: «Она же такая хорошая, таким прекрасным делом занята!». В перспективе скучный текст, тема - пустышка. Говорю ей: «Если вам очень хочется, напишите». Девочка взяла интервью у балерины. И вдруг Статью спасла фраза! Балерина призналась: она мечтает, о том, чтобы девочки, которые у нее занимаются, выступили на Большой сцене!
Я ощутила внутренний конфликт. Ведь я не поняла, зачем ее девочкам с синдромом Дауна Большая сцена? Неужели они сами хотят там выступить? Разве они не понимают, что это невозможно?
Попросила студентку подробнее расспросить балерину о Большой сцене. Девочка вернулась ужасно расстроенной, написала мне слезное письмо. Оказывается, балерина не балерина. Она не доучилась. Ее мечта поступить в балетное училище не сбылась, здоровье было подорвано. Она обрела себя в другой профессии. И, обучая этих детей танцу, решила использовать «тяжелую артиллерию» и самой оказаться на Большой сцене. Ей откажут, и тогда она скажет: «Кого вы тут обижаете? Людей с ограниченными возможностями? Особенных детей?! Наше толерантное общество вам покажет, где раки зимуют».
Возникает закономерный вопрос: зачем нам рассказывать про человека, который сам себя обманывает? Что мы хотим этим сказать читателю? Сказать, что человек-то не очень хороший? Представьте, как несостоявшаяся балерина, прочитав эту публикацию, окончательно скатится в депрессию и будет рыдать - ее разоблачили! Я снова не видела смысла в этом тексте никакого. Я сказала студентке: «Если вы хотите его написать, давайте искать свет в этой теме». Зачем вносить какой-то деструктив в души наших читателей и нашей героини.
Было решено, что студентка поговорит с мамами девочек с синдромом Дауна. Мамы в один голос признались: «Анна с ними по-настоящему дружит, дети к ней тянутся!». Они ведь и вправду считали, что человек с высоким интеллектом не может общаться с такими детьми, а вышло как раз наоборот.
Мы увидели, что у балета на сломе из несбывшейся мечты родилась дружба, которая оказалась очень важна для матерей и их несчастных девочек
Так на свет появилась хорошая история.
«Я созидатель»: что это за конкурс, и как в нем победить?
- Конкурс возник в результате нашей длительной работы с инициативными группами молодых журналистов по всей стране, - рассказывает Виталий Лейбин. - Мы назвали этот способ работы «Медиаполигоны». А потом занялись поиском людей - нам казалось важным посмотреть, кто и что в регионах делает. Два года назад провели «Медиаполигон» на Дальнем Востоке, который уже тогда назывался «Я - созидатель». Именно тогда мы по заказу фонда «Начинание» и другими партнерами попытались укрепить связи между журналистами и НКО. И у нас получилось! Резко возросло число заявок на президентские гранты и количество публикаций о некоммерческом секторе на Дальнем Востоке.
В какой - то момент мы решили искать журналистов, которые хотят писать об НКО, а также НКО, которые хотят о себе рассказать. Так родилась идея конкурса «Я - созидатель». Это даже не конкурс в классическом понимании этого слова, а постоянно действующая редакция или клуб, где мы раз в квартал вручаем призы. И, конечно же, общаемся: выезжаем с семинарами в города России и пытаемся поддерживать связь с коллегами.
Получив президентский грант в этом году, решили развить свою образовательную программу. Хотим, чтобы конкурс «Я создатель» стал межрегиональным клубом репортеров и «НКО»ошников, которые обмениваются опытом, как рассказывать истории о настоящих делах, которые прочтет вся Россия.
Принять участие в нашем конкурсе может каждый желающий. По условиям творческого соревнования главные призы выигрывают шесть публикаций (текст, фото, видео). На конкурс принимаются как опубликованные материалы (срок давности истории год), так и написанные совсем недавно. Для нас совершенно не важно, начинающий вы журналист, студент, медиаволонтер или работаете в сфере НКО!
Особенность конкурса заключается в том, что призы получают как авторы, так и их герои. Бывает так, что сам автор выступает героем своей статьи. Например, в конкурсе приняла участие пишущий волонтер психоневрологического интерната.
Кроме этого у нас есть отдельная номинация для ЦФО (куда входит и Смоленск), которая отведена специально под наш проект на средства Фонда Президентских грантов.
Требования к работам: соответствие теме; достоверность фактов и имен; наличие одного героя обязательно; выбранный автором жанр должен иметь драматическую структуру (интервью, репортаж, очерк и т.д.).
Чтобы нужно сделать, чтобы подать заявку на конкурс «Я созидатель»? Пройти по ссылке http://yasozidatel.ru/ или мояроссия.рф до 15 декабря 2019 года.
Галина Красноперова.