«Кто в «Теремочке» проживал?» Как связан композитор Стравинский с архитектурным памятником усадьбы Талашкино
"Теремок" закрылся. Об этом сообщили в Смоленском музее-заповеднике. И это связано с начинающейся реставрацией уникального памятника архитектуры. В этот раз запланирован большой спектр работ, которые помогут сохранить его. Эта реставрация -третья в истории здания. Теремок - жемчужина усадьбы князей Тенишевых Талашкино, яркое воплощение русского стиля. В эти дни мы отмечаем его 120-летие. Мы привыкли к тому, что "Теремок" - музей, однако так было не всегда.
На этих редких фотоснимках запечатлен уникальный момент. И дело не в чехарде, и даже не в том, что в кадре княгиня Тенишева с дочерью. Оба снимка сделаны на фоне строящегося "Теремка". По своей архитектуре он был построен как настоящий русский терем: высокая крыша, каменный подклет, светёлки, крытая лестница на второй этаж. Его автор - художник Сергей Малютин. Однако у известного всем "Терема" был предшественник. -
Тамара Исаченко, ведущий музейный сотрудник Историко-архитектурного комплекса "Теремок":
"Первый терем был построен на въезде в Талашкино. Он так и назывался - "Дом у дороги" - для семьи художника. Это был жилой дом, в котором жила многочисленная семья Сергея Васильевича Малютина: его дети, супруга, и там же была его мастерская. Первая мастерская художника была в его собственном тереме. А потом появляется наш "Терем". -
Возведение "Терема" в Талашкине было художественным экспериментом, творческой мечтой Сергея Малютина, осуществить которую помогла княгиня Тенишева. В благодарность за доверие художник добавил монограмму княгини в декор "Теремка". Первоначально в здании разместилась библиотека сельскохозяйственной школы. А в 1911 году он стал гостевым. В нем поселился приехавший в Талашкино композитор Игорь Стравинский. В большой горнице ему подавали обед и чай девушки в кокошниках. Именно живя в тереме, композитор начал работу над балетом "Весна Священная". Научный сотрудник музея Тамара Исаченко проводит нас туда, куда не водят туристов - балкон "Теремка". -
Тамара Исаченко, ведущий музейный сотрудник Историко-архитектурного комплекса "Теремок":
"Когда Игорь Федорович Стравинский, поселившись в "Тереме", начал работать над "Весной Священной", и были рождены два первых лада балета, он тут же оставил автограф - эти музыкальные строки - на балясине нашего "Терема". К сожалению, подлинная балясина не сохранилась. Это уже реконструкция 1959 года". -
После революции "Теремок" превратился в коммуналку. Снаружи стены были оштукатурены, внутри появились новые перегородки, раздробившие пространство горниц и светелок для нужд новых жильцов. Однако уже в 50-е годы пришло понимание, что уникальное строение нужно сохранить.