Глинковскую декаду в Смоленске открыли произведениями Свиридова

В Смоленске стартовал 64-й Глинковский фестиваль. В течение десяти дней поклонников хорошей музыки разных направлений и жанров ждут встречи с замечательными исполнителями и коллективами. А открылась декада произведениями самого русского композитора, так еще называют Георгия Свиридова.
Сюиту "Время вперед" Георгия Свиридова, особенно ее самую известную, шестую часть называли альтернативным гимном СССР. Эстетически она одинаково вписывается в советский авангард 20-х и в краут-рок, характерный для американской культуры второй половины прошлого столетия. Она звучала во множестве фильмов, но прочно ассоциируется с программой новостей.
Полностью все шесть частей сюиты смоленские музыканты играют впервые. И эта музыка, по словам главного дирижера, легко вошла в репертуар оркестра. -
Игорь Каждан, художественный руководитель и главный дирижёр Смоленского народного оркестра им. В. П. Дубровского:
"Грандиозное впечатление, я смотрю на артистов, им тоже нравится, это тоже очень хорошо". - -
- Вам нравится?
- Очень нравится, конечно. Я всегда люблю что-то новое. -
Солист Большого театра Владимир Байков - довольно частый гость в Смоленске. А вот с оркестром имени Дубровского работает впервые. Этой зимой они познакомились с главным дирижером. Так родилась идея совместного исполнения "Отчалившей Руси" опять же Георгия Свиридова. Оркестровка Красноярского коллектива, которую Игорь Каждан адаптировал под смоленский оркестр народных инструментов.
"Отчалившая Русь" - музыкальная поэма в 12 песнях на стихи Сергея Есенина. Сам Свиридов сравнивал ее со старинной фреской по жанровому разнообразию. -
Игорь Каждан, художественный руководитель и главный дирижёр Смоленского народного оркестра им. В. П. Дубровского:
"Очень интересное такое наблюдение, если грамотно все выстроить в оркестре с точки зрения нюансировки, как у Свиридова, то ощущение, что уже сам оркестр поет". -
А еще композитор называл эту поэму произведением исключительной сложности для исполнителя. И не только вокально, а потому что около получаса артист должен удерживать внимание слушателей своим непрерывным напряженным монологом. -
Владимир Байков, солист Большого театра:
"Да, это написано очень жестоко, я бы сказал. Потому что диапазон наполнения особенно, начиная с шестой песни и до конца, до двенадцатой, почти вся вторая половина, там каждая песня стоит такой трудной оперной арии". -
Георгия Свиридова называют самым русским композитором. За гимнический характер его музыки, за гармонию, за то, что она наполнена верой в Родину, как бы пафосно это ни звучало. Его произведения в исполнении оркестра имени Дубровского открыли 64-й Глинковский фестиваль. Декада продлится до 5 июня.