В Смоленске прошла очередная благотворительная акция "РГ"
Я отправилась в Смоленск с деньгами, которые прислали в редакцию наши читатели - жители знаменитого Булгаковского дома. Узнав о том, что "Российская газета" постоянно проводит благотворительные акции, москвичи решили принять в них участие.
Дубровинка, где помнят старину Дубровинская школа-интернат находится в 12 километрах от Смоленска - обычный светлый дом. Войдешь, и сразу удивляют уют, особая ухоженность (евроремонт!): душевые, туалеты, умывальные комнаты не хуже, чем в элитных московских школах, видеосалон, диско-клуб и зал для обучения ребят танцам. Сразу понимаешь, почему так охотно помогают интернату зарубежные спонсоры: директор, Игорь Михайлович Гагарин, денежные дары тут же вкладывает в благоустройство, делает дом настоящим - теплым и уютным домом для детей.
Каждой школе все-таки нужно иметь свою изюминку, у Дубровинской школы-интерната - это, конечно, этнографический музей "Живая старина". Что ни говори, а живут дубровинцы на старинной русской земле, хранящей традиции славянской культуры. Вот только в последние годы некому стало передавать бабушкины секреты да дедушкины умения, забываются они, уходят под натиском массовой культуры. Нашелся в школе энтузиаст-педагог Елизавета Викторовна Дюдина, преподавательница технологии (правда, на этот раз мы разговаривали с Елизаветой Викторовной уже как с заместителем директора школы-интерната по воспитательной работе). Долгие годы вела она свой предмет, учила девочек шить да вышивать, никто вне школы и знать не знал про ее золотые руки. Однажды Игорь Михайлович не выдержал: "Шедевры делаете, а их никто не видит.
Давайте показывать работы всему свету, пусть знают, что мы не только на чужую помощь рассчитываем, но и сами что-то можем". Тут и началось. Почти сразу Елизавета Викторовна победила на конкурсе "Учитель - внешкольник года". Да и как могла не победить, если при музее "Живая старина" работает замечательная мастерская народно-художественных ремесел, где девочки по старинным образцам изучают искусство русского шитья, а потом сами создают замечательные сарафаны, рубашки, расшитые бисером. "Вот посмотрите, - показала нам Елизавета Викторовна темно-синий сарафан, - такие носили в старину в Смоленской области. Правда, красивый?" Наверное, не случайно в прошлом году коллекция одежды "Славяночка", созданная руками учениц Дюдиной, победила в областном конкурсе в номинации "Мода и время": российская мода - мода на все времена.
Одна беда - денег на то, чтобы создавать коллекции, у Дюдиной и ее девочек нет, хотя и нужно-то было всего-навсего 7 тысяч (по нынешним временам сумма более чем скромная). Эти деньги я и вручила Елизавете Викторовне с надеждой, что будущую коллекцию обязательно покажем в редакции, устроим праздник русского национального костюма. Правда, не сумели мы найти так необходимые музею манекены, но надеюсь, что появится добрый человек и подарит музею, пусть не новые, пусть немало послужившие, но стоящие на ногах манекены. А уж мы поможем доставить их в школу-интернат. Там русский дух, там Русь живая А дальше мой путь лежал в другую сторону от Смоленска - в Пригорский район. Ровно год назад побывала я в местной сельской школе в поисках ответа на вопрос, не дающий покоя многим: "Нужна ли русская национальная школа? А если нужна, то какой должна быть?"
В Смоленской области создан образовательный проект "Русская школа", участвует в нем (вместе с тремя городскими, двумя сельскими, одним детским садом и кадетским корпусом) Пригорская сельская школа. И этой школе повезло с директором - Валерий Павлович Понизовцев и хозяин настоящий, и педагог мудрый. Понимает, что не все в город уедут, что многие из его учеников останутся на родной земле и будут трудиться. Ребята на 35 гектарах выращивают картофель, свеклу, другие овощи. Часть выращенного продают, часть отдают в школьную столовую. Есть у школы своя пасека, теплица, ребята умело справляются с различной сельхозтехникой. Пока у школы есть только учебно-опытный участок, а в будущем можно было бы подумать даже об опытном хозяйстве, где работали бы ученые-агрономы - те же самые ученики Пригорской школы, но уже окончившие сельхозинституты, проявившие способности к науке.
"А кто не захочет работать на земле, с теми как быть?" - спросила я у Понизовцева, и он повел в гончарную мастерскую. О, это надо видеть! Замечательные вазы, кувшинчики, посуда, фигурки... Здесь ребята возрождают традиции знаменитой смоленской игрушки, в центре ремесел, (куда входит гончарный цех), занимаются художественной резьбой по дереву.
В Пригорской школе шьют замечательные русские национальные костюмы. Бывший кружок стал нынче театром-студией русского народного костюма. Но и тут на изготовление коллекции не хватало денег, поэтому и здесь я оставила 7 тысяч рублей с надеждой, что такая коллекция будет создана. К сожалению, не смогли мы помочь гончарному цеху: глину для изделий школа покупает у тех, кто имеет специальную технику: пропеллерную мешалку, сито для процеживания, мембранный насос. Такое оборудование изготавливает Могилевский завод "Строймашина" в Белоруссии. Денег на приобретение всего этого, крайне необходимого, у школы нет, у спонсоров тоже, остается надеяться, что братья-белорусы помогут.
Ошибается тот, кто сводит модель русской национальной школы к фольклору, ремеслу да сельскохозяйственному труду. Это хорошо понимают на Смоленщине, поэтому в программе Пригорской школы наряду с дополнительными курсами "Смоленская народная вышивка", "Художественные промыслы", "Декоративно-прикладное искусство Смоленщины", "Декоративная лепка", "Техника папье-маше", есть углубленное изучение русского языка, литературы, истории, стилистики, риторики, этики, этической грамматики.
Педагоги находят возможность так построить обучение, что, изучая общемировую культуру, ребята соприкасаются с богатым культурным наследием России. Завершила я свою поездку на Смоленщину в железнодорожной больнице на окраине Смоленска: там, в неврологическом отделении, оставила в подарок телевизор "Самсунг" и небольшую сумму денег, которые, надеюсь, врачи и медсестры сумеют потратить на вещи, остро необходимые больным. Жильцам "Дома Булгакова" спасибо за то, что они сделали возможной еще одну благотворительную акцию "Российской газеты". Думаем, что пора уже создать при редакции свой благотворительный фонд, и мы займемся этим в самое ближайшее время.