Второе дыхание процесса миграции
В зале областной администрации под председательством Уполномоченного по правам человека в Смоленской области Вячеслава Осина состоялся круглый стол, посвященный проблемам реализации законодательства о гражданстве РФ и правовому положению иностранных граждан.
В Смоленск приехали коллеги Вячеслава Осина - Уполномоченные по правам человека: в Брянской области - Борис Копырнов, в Саратовской области - Нина Лукашова, в Калужской области - Юрий Зельников. В заседании также приняли участие зампредседателя комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Сергей Антуфьев, вице-губернатор - руководитель аппарата администрации Смоленской области Александр Абраменков, представители прокуратуры, федеральной миграционной службы, управления исполнения наказаний, общественных организаций и другие приглашенные.
Как отметил Сергей Антуфьев, с 1992 года на территорию России переехало, по разным оценкам, до 8 миллионов граждан бывшего СССР. И около 2 миллионов из них - до сих пор, в силу разных причин, не имеют российских паспортов! А 57 тысяч семей - вынужденные переселенцы, не имеющие прописки и постоянного места жительства. В то же время Россия в плане миграционной привлекательности входит в первую тройку стран - после США и Германии.
Судя по всему, процесс миграции может получить второе дыхание в 2007 году, поскольку в этом году президент Владимир Путин утвердил программу содействия переселению наших соотечественников из-за рубежа в Россию. В связи с этим, вероятно, нужно корректировать нынешнее законодательство, чтобы вопрос получения гражданства не стал для них камнем преткновения. Определенные причины для беспокойства есть. Ведь даже для тех, кто проживает в нашей стране с 1992 года, получить гражданство бывает весьма непросто. Некоторые из них давно проживают на территории России, имеют семьи и детей, но из-за сложности, а порой и запутанности законодательства так и не могут получить российские паспорта. В ходе заседания прозвучал ряд конкретных примеров. Женщина приехала в 1992 году из Казахстана в Смоленский район, закончила здесь институт, вышла замуж, родила детей, получила ученую степень кандидата наук. Но формально она до сих пор не является гражданкой России! Парадокс? Судя по всему, получение гражданства по упрощенной процедуре - ахиллесова пята нашего законодательства.
За круглым столом подчеркивалось, что работники региональных органов федеральной миграционной службы, разумеется, обязаны четко следовать букве закона. Что они и делают. Однако максимально дотошное следование всем инструкциям зачастую приводит к формальному отношению к нашим соотечественникам из стран бывшего Советского Союза. Выход вроде бы есть - в отдельных случаях ответственным работникам надо брать на себя смелость принимать нестандартные решения. Понятно, что на это пойдет далеко не каждый: а если завтра выйдет очередная инструкция и «нестандартное решение» превратится в «превышение должностных полномочий»?
Другая проблема, которая обсуждалась за круглым столом, - что делать гражданину в случае изъятия документов, удостоверяющих личность? Ведь при регулярных проверках правильности выдачи гражданам паспортов нередко по их результатам у граждан изымаются паспорта, в связи с отсутствием сведений в базе федеральной миграционной службы. Однако изъятие паспорта происходит еще до окончания проверки и не сопровождается выдачей временных документов, удостоверяющих личность. В лучшем случае выдается акт изъятия паспорта. Человек становится заложником ситуации, со всеми вытекающими последствиями… Если он, например, являлся индивидуальным предпринимателем, то ему приходится сворачивать свою деятельность. Может быть, следовало бы ввести судебный порядок изъятия паспорта гражданина РФ с выдачей специальных временных документов?
Прозвучало также предложение к федеральным властям - проработать возможность объявления миграционной «амнистии» для тех, кто приехал в нашу страну в 1992 - 1996 годах, то есть юридически легализовать проживание тех граждан, кто и так фактически и долго проживает в нашей стране.
В ходе дискуссии участники круглого стола выработали конкретные предложения по исключению пробелов в законодательстве, которые было решено передать нашему человеку в Госдуме Сергею Антуфьеву.
Сергей БАБАРЫКО