Пейзажи в книжных знаках
Впервые за последние годы в областной универсальной библиотеке проходит крупная выставка книжных знаков - экслибрисов. Центральное место на ней занимает экспозиция из коллекции известного на Смоленщине краеведа и коллекционера Павла Пропалова, жителя Вязьмы.
На этот раз предложенные им экслибрисы принадлежат мастеру прикладного искусства и графики Анатолию Наговицыну. Эти работы подтверждают мысль, что книжные знаки - вовсе не украшения книг, как считают некоторые, а самостоятельные произведения искусства, которые, помимо эстетической ценности, дают характеристику владельцам книг.
На выставке представлены в основном «зрелые» экслибрисы мастера. Однако известно, что уже ранние его книжные знаки отличаются чистотой и ясностью графического стиля.
Художник в совершенстве владеет техникой гравюры на дереве и сухой иглы по пластику. Его работы всегда оригинальны и символичны. К примеру, в экслибрисе П.М.Богданова - два плана. На переднем - книги, на заднем - индустриальный пейзаж. Символика утверждает единство культуры и экономики в жизни владельца знака. В экслибрисе И.М.Цирульника - изящный парусник, летящий по волнам. В основе книжного знака Б.К.Гогеля - обитатели морей и океанов.
Одним из самых изящных представляется книжный знак Г.Ивановой. Там очень красиво певчие птицы разместились в кроне вечнозеленого дерева. Символика этого знака многозначна и допускает разные объяснения. А вот знак самого художника Наговицына несет понятную информацию о нем: терем и печатный станок (в тереме он живет, а с помощью станка печатает гравюры).
Помимо экслибрисов из коллекции П.Пропалова, не меньшими достоинствами обладают книжные знаки художников Генриетты и Николая Бурмагиных, Бориса Малиника. Им тоже отведено много места на выставке.
Николай Кеженов