Школа для ребенка или наоборот?
Экзамены, как оказалось, плотно вошли уже и в жизнь дошколят. Сейчас, весной, шестилетние смоляне вынуждены на полном серьезе бороться за право получить среднее образование!
Несмотря на явную незаконность вступительных экзаменов в средние учебные заведения, эта ситуация в Смоленске стала нормой и если и вызывает какой-то протест, то лишь у родителей дошколят. Надзорные структуры оставляют эти факты вне поля своего зрения - при всей их явной потенциальной коррупционности.
По просьбе «Рабочего пути» ситуацию, сложившуюся в Смоленске вокруг поступления в первый класс, прокомментировала начальник областного департамента по образованию, науке и молодежной политике Людмила Малютенко:
- В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» никаких вступительных экзаменов в общеобразовательные школы проводиться не может и не проводится. В настоящее время в Смоленской области осуществляется дифференциация сети, в результате которой часть школ получает статус учреждений повышенного уровня - они становятся гимназиями или лицеями. Естественно, родители заинтересованы в том, чтобы их дети получали более качественное образование. Они - наряду со всеми остальными - имеют право претендовать на то, чтобы их ребенок обучался в учреждении повышенного уровня. Желающих поступать в гимназии и лицеи значительно больше, чем количество имеющихся в них мест, - так, например, в гимназии имени Пржевальского изъявили желание учиться в 2,5 раза больше детей, чем способно принять в первый класс это учебное заведение. По закону процесс выглядит просто: заявления принимаются по порядку, и как только все имеющиеся места заняты, прием в первый класс прекращается. Но родители проявляют настойчивость и сами создают напряженность, сами вынуждают школу проводить конкурс. Руководству учебного учреждения приходится осуществлять не экзамен, конечно, а диагностический отбор детей, который должен выявить их способность обучаться по программам школы повышенного уровня. Например, в той же гимназии обучение идет по системе Занкова, которая требует от детей достаточно высокого уровня развития психических процессов и интеллектуальных способностей. Когда педагоги и психологи анализируют возможности ребенка, выясняется, что у него, например, недостаточно развита оперативная память, нет приемлемого уровня развития логического мышления, плохо развиты словесно-логические аспекты речи. В этом случае заявка родителей отклоняется. Мы вынуждены идти по этому пути!
Сейчас планируется увеличить количество школ повышенного уровня, поскольку в рамках приоритетного национального проекта «Образование» выявлено определенное количество школ-лидеров, которые могут быть реорганизованы в гимназии и лицеи. Этот вопрос, в частности, предполагается обсудить на ближайшей коллегии по образованию.
Мнения
Дмитрий Волчик, дизайнер:
Когда я был маленьким, то в сш. № 7 (так называлась гимназия им. Пржевальского) в обязательном порядке принимали детишек, проживающих в центре. Принцип приема по месту жительства действовал железно. Школа была хорошая, учили здорово, но были у нас всякие - и «двоечники», и «троечники», и «отличники». А самое главное - мы гордились своей школой, любили ее, но не чувствовали себя «блатными».
Вл. Павлов, предприниматель:
- У меня двое детей: девочка и мальчик. Старшая - девочка - училась просто в хорошей школе. Закончила ее четыре года назад. И до сих пор мы вспоминаем это учебное заведение добрым словом. Дочери не только дали отличные знания, но и воспитали в ней чувство собственного достоинства, развили творческие способности. А младший сын учится в престижной школе. Высокий уровень знаний держится в основном на репетиторах, а главное - здесь детей превращают в «середняков», не имеющих собственного мнения. Личность ученика в расчет не берется - все очень жестко. Нашему парню тяжело в такой обстановке, хоть он и не слабак, а что говорить о тех, у кого нервная система послабее.
Ольга Анисина, менеджер:
- Моему внуку в сентябре предстоит идти в первый класс. Сейчас он, скажем так, в элитном детском саду. Готовят детей к школе так, как будто они уже ученики. Домашнее задание каждый день выполняем по 2 - 3 часа. Но уверенности никакой, что он поступит в гимназию или лицей. Взяли репетитора, оказалось не того - надо было только из данного учебного заведения. Создается впечатление, что на первоклашках делают бизнес.
Записал Дмитрий РАИЧЕВ.