Смоленская Ванесса Мэй, или Как сыграть «Мурку» на виолончели
Вы считаете, что академические музыканты живут в мире классических сонат и сюит? Не всегда! Наша героиня Олеся Сляктина обожает музыкальные эксперименты, а еще ее слушателям очень нравится, когда она исполняет на виолончели тяжелый рок... В воскресный день у Олеси было три концерта. Утром она выступила на международном женском проекте «Завтрак в платьях», потом поехала на костюмированный бал и вечером играла божественную классику в филармонии. Она практически не расстается с виолончелью! И когда я пригласила ее на интервью, Олеся спросила лишь: «Инструмент брать?» Ранним утром в кафе за чашкой кофе мы разговаривали о любви к классике, вспоминали ее концерты на яхтах, белые ночи, свидания под виолончельные композиции, обсуждали музыкальные старания ее детей Горящие глаза моей собеседницы и милые сережки в форме скрипичного ключа ясно давали понять: она не живет, а дышит музыкой!
- Олеся, твое выступление на «Завтраке в платьях» вызвало у меня бурю эмоций, хотя от музыки я далека. Откуда в тебе столько драйва и позитива?
- Людям вредно копить в себе эмоции! И музыка нужна как раз для того, чтобы их выплеснуть. Я и моя виолончель мы вместе дарим радость, светлую грусть, новые впечатления и яркие образы И когда вижу, что собравшиеся поймали мой посыл, то понимаю, играю не зря! От такого обмена энергией я заряжаюсь и готова выступать снова и снова!
Про колыбельную кукле и самостоятельное решение
- Расскажи о себе. Когда тебя очаровала виолончель?
- Я родилась в 1981 году в Смоленске. Мои родители - инженеры. Я же всегда была творческим ребенком. Обожала петь на праздниках в детском саду. Как-то даже исполнила колыбельную кукле под аккомпанемент музработника. Музыка всегда была со мной рядом, да и музыкальная школа находилась прямо в доме, где я жила. Судьба! И однажды утром, мне тогда было восемь лет, я пошла туда и записалась на занятия по фортепиано и скрипке. Маме оставалось потом только подписать документы. А вскоре директор предложила перевестись на курс виолончели. Я согласилась и не прогадала! Поскольку это всегда был довольно редкий инструмент, мне в дальнейшем оказалось легче поступить в училище и найти работу в оркестре.
- А где именно ты продолжила учебу?
- Сначала поступила в Смоленское музыкальное училище (была там единственной виолончелисткой). Училась у Владимира Сероштана. Потом стала работать в оркестре Давида Русишвили. А после продолжила обучение в училище при Московской консерватории и на четвертом курсе уже играла в симфоническом оркестре Московской филармонии под управлением Владимира Понькина (позже перевелась к Владимиру Симонову). Окончив училище с красным дипломом, поступила в Российскую академию музыки имени Гнесиных, но вдруг вышла замуж (Олеся взяла паузу в своем рассказе.)
Про 10 лет без музыки, деревушку в Карелии и возвращение в Смоленск
- Семейная жизнь заставила позабыть о музыке?
- Да. Я стала офисным работником ради большей зарплаты. Потом родила дочку и сына. И только спустя 10 лет, когда мы с семьей из Москвы переехали жить в маленький поселок в Карелии, вспомнила о своем дипломе. Меня с большой радостью взяли работать в местную музыкальную школу.
- Как подбирала репертуар?
- Я выращена на классике. Но поскольку в нашей школе не было аккомпанемента для виолончели (этот инструмент обычно не играет соло), я взялась за обработку современных песен. Первая моя работа - «Лебедь» Камиля Сен-Санса по минусовке (фонограмме) гитариста Виктора Зинчука. Людям понравилось. И понеслось: Metallica, «Ария»...
- Из Карелии ты вернулась в Смоленск. Почему?
- Я очень люблю родной город. Каждое лето, собираясь с детьми на Юг, всегда в последний момент меняла маршрут и в итоге оказывалась в Смоленске. А когда мой брак распался, то отбросив предложения играть в Рязани и Петрозаводске, я переехала сюда. Безумно этому рада! Смоленск - уникальный город с насыщенной культурной жизнью, множеством фестивалей и постоянной творческой «движухой». Я уже вернулась на работу в родную филармонию!
Шансон на виолончели? Легко!
- Скажи, а ты можешь сыграть на виолончели «Мурку» или «Владимирский централ»?
- Да, хотя один из моих учителей всегда настаивал: музыкой является только классика, все остальное слушать нельзя. Я тоже долгое время придерживалась того же мнения. Но, знаешь, есть люди (и их много!), которые не желают углубляться в высокое искусство, им хочется просто услышать знакомые песни. И задача музыканта - радовать тех и других. Однажды я играла на яхте вместе с гитаристами дворовые песни. С уверенностью скажу - это было лучшее впечатление в моей жизни! Плыть по Белому морю белой ночью, несколько раз исполняя «Мурку», - полный восторг!
- Однажды известный музыкант Джошуа Белл, одетый как бомж, играл в вашингтонском метро на скрипке Страдивари. Проходящие мимо практически не обращали на него внимания, и за 45 минут он собрал всего 32 доллара. А на следующий день его слушал полный зал, где стоимость билетов начиналась от 100 долларов. Смогла бы ты сыграть в переходе?
- Я играю в Лопатинском саду, на Блонье просто потому, что этого требует душа! А по поводу такого эксперимента скажу так: всему свое место! Когда люди спешат, они не настроены воспринимать высокое искусство.
Нотр-Дам для «Холостяка» под квадрокоптером
- После возвращения ты уже успела отметиться на многих смоленских площадках. Что больше всего запомнилось?
- Неожиданно поступило приглашение принять участие в смоленском телепроекте «Холостяк» и устроить свидание для героев. Я играла музыку из мюзикла «Нотр-Дам де Пари» на крепостной стене под снимающим нас квадрокоптером (смеется).
- Ты уже говорила, что виолончель - довольно редкий инструмент. А что скажешь о его популярности?
- Виолончель появилась в XVIII веке. Между прочим, Моцарт не написал для нее ни одного произведения. Популяризовал ее Ростропович. Потом появилось много хороших музыкантов: Дюпре, Шаховская, Гутман и т. д. Мне очень нравится хорватский дуэт 2Cellos. Они соединяют разные жанры: классику, рок, популярную музыку... Это мои вдохновители!
- То есть ты оптимистично смотришь на будущее классической музыки?
- Классика не умрет никогда, ее может слушать каждый. Главное - донести до людей, как это нужно делать. Зрителям необходимо объяснять сюжеты классических произведений. Симфония - то же кино, а мотивы - герои, которые друг с другом взаимодействуют.
И, надо сказать, в Смоленске умеют «доносить» музыку. Публика здесь ее отлично воспринимает.
«Смычок стОит, как десятый айфон»
- Много денег классикой не заработаешь? Или это стереотип?
- Последнее время классические квартеты часто приглашают на разные праздничные мероприятия. Так можно получать прибыль. Что касается работы оркестров в филармонии, их должно спонсировать государство ради музыкального просвещения людей.
- Расскажи, сколько денег тратится на инструмент и его содержание?
- Много! Например, когда в 90-е годы я поступила в музучилище, родители купили мне виолончель в рассрочку и выплачивали потом за нее деньги полтора года. Сегодня электровиолончель стоит дешевле, чем акустическая. Что касается деревянных смычков, порой их цена сопоставима со стоимостью десятого айфона. Карбоновые - дешевле. Кстати, самая дорогая виолончель в мире была у Мстислава Ростроповича. Ее сделал Страдивари. Она стоит 20 млн долларов.
«То восточная красавица, то ковбой»
- Труд виолончелиста физически тяжел - крупный инструмент, который надо поддерживать Тебе, такой хрупкой, не сложно везде носить виолончель?
- Это вечная беда (смеется). Особенно было трудно, когда я, еще будучи студенткой, на поездах добиралась в Москву. Виолончель занимала отдельную полку. Когда купила электровиолончель, порадовалась, что ее можно легко разбирать и складывать в рюкзак, но к ней ведь нужна колонка! Так что ходить налегке мне, видно, не судьба.
- Был случай, когда Мстислав Ростропович исполнял «Лебедя» Сен-Санса на юбилее Исаака Стерна в пачке и пуантах 43-го размера. Ты тоже стараешься удивлять зрителей необычными нарядами?
- Да, они создают настроение. Такие выступления интересно не только слушать, но и смотреть.
Я играла и в бальном, и в восточном, и в цыганском платье, и в пиратском костюме. Да что там! За концерт могу сменить более десятка нарядов. Сейчас вот ищу ковбойский... Перешиваю из юбок рубашки, что-то покупаю, прошу у друзей
«Детей надо приучать к музыке, когда они еще в животике»
- Давай поговорим о твоих детях. Они любят музыку?
- Да, дочь играет на виолончели. Она училась в той школе в Карелии, где я работала. Мы с ней даже ставили мюзикл. Я, к слову, считаю, что детям нужно в классику «вплетать» современные мелодии. Мы играли и «Игру престолов», и музыку из «Маши и медведя». Кстати, мой младший сын был этим мишкой и подыгрывал нам на трещотке.
- А с какого возраста можно начинать обучение игре на виолончели?
- Детей надо приучать к музыке, когда они еще в животике. С года можно отдавать их на развивающие музыкальные занятия. Профессионально же брать в руки такой инструмент лучше попозже - лет с девяти.
В ТЕМУ
Виолончельные шедевры, которые необходимо услышать каждому:
1. «Лебедь» Камиля Сен-Санса.
2. Сюиты для виолончели И. С. Баха.
3. Современные композиции 2Cellos.