Смоленскавтодор «раскрыл карты» государственных закупок
В Смоленской области стартовали аукционы на закупку материалов для ремонта дорог, которые проводит СОГБУ «Смоленскавтодор». Суммы закупок исчисляются сотнями миллионов рублей, поэтому всякий раз, разбираясь со стоимостью, возникают сомнения в их чистоте с точки зрения коррупционной составляющей.
О том, почему крупный опт в дорожной отрасли может стоить дороже, чем розница, мы решили выяснить у руководства организации, направив редакционный запрос. Вместо ожидаемой в таких ситуациях отписки, на наши вопросы в личной беседе согласился ответить первый заместитель директора Смоленскавтодора Рафис ЛАТЫПОВ.
- А как получилось, что тот же МУП «Дормостстрой» закупает нерудные материалы по более низкой цене, чем Смоленскавтодор?
- Недавно на межведомственной комиссии поднимался этот вопрос. Речь шла о гранитном щебне. Объяснение очень простое: весь гранитный щебень идет из Республики Беларусь. Приходит на станцию выгрузки на Ново-Московской, возле мелькомбината. Расстояние от мелькомбината до Дормостстроя на Соболева максимум 5 км. У нас логистика другая ближайший завод расположен в Лосне, это Починковский район. Расстояние до него - 50 км. Доставка стоит 4.50 рублей тонна/километр, которые и закладываются в конечную стоимость материалов. Вся логистика просчитана по картам. И этот фактор тоже сказывается на стоимости товара.
- К разговору о битуме. Ранее в одной из наших публикаций мы приводили коммерческие предложения по цене ниже, чем вы закупали. С битумом такая же ситуация?
- С битумом ситуация еще сложнее. Мы анализировали этих поставщиков. Ни одна из организаций, куда вы обращались, в госзакупках не участвовала. Ни одного госконтракта по доставке битума у них нет.
Битум очень сложный материал с ограниченным сроком годности. В его стоимость закладывается не только доставка, но и ее своевременность, бесперебойность, а также риски. Учитывается также то, что у нас нет специальных хранилищ на АБЗ для битума и минпорошка, что позволило бы нам запасать эти материалы. Поэтому нам приходится работать «с колес», и осуществлять выгрузку непосредственно в бункер АБЗ, откуда затем осуществляется доставка материала на участок дороги, где идет ремонт. Одной партии хватает на полдня работы. Если вдруг поставщик не привез хоть одну машину мы уходим в простой.
У нас в течение всего сезона идет фактически прямая линия с поставщиками, которые докладывают нам, где находится та или иная машина, и во сколько ожидать поставку груза. График у поставщиков такой, что они в любое время суток, в т.ч. ночью, готовы обеспечить АБЗ необходимым материалом, чтобы был непрерывный выпуск асфальта и этот асфальт шел сразу на дорогу. И чтобы рабочие не стояли, условно говоря, оперевшись на лопату. И вот как раз такая бесперебойная работа, гарантия выполнения обязательств тогда, когда это необходимо филиалам, и приводит к тому, что стоимость закупок получается дороже.
На цену также влияет сезонность. Тот же битум: в начале сезона цена ниже, затем она поднимается, достигает своего пика, потом потихоньку начинает снижаться. Мы не можем каждый месяц осуществлять закупки, иначе мы просто останемся без материала и не выполним госзадание. Поэтому нам приходится закупать материал на весь сезон. Естественно, поставщик должен предусмотреть стоимость, которая будет для него комфортна. В том числе, чтобы он не попал с невывозимым битумом себе в убыток.
Есть с битумом и еще один момент. Его продажей не занимаются заводы-производители. Он продается на бирже, где его выкупают поставщики. Для того, чтобы поставщик бесперебойно поставлял нам товар, он должен заранее выкупить весь наш объем. Для этого он кредитуется, и стоимость кредита также закладывается в стоимость товара.
- А Смоленскавтодор пытается экономить? Есть какие-то идеи, как можно снизить стоимость закупаемых материалов?
- Сейчас мы рассматриваем вопрос закупок битума в начале сезона по низкой цене, попробуем заливать его в кубы, закупить несколько плавилок и попробовать их использовать в процессе дорожных работ - плавить и сразу подавать с завода. Если получится так сработать, и мы увидим, что это дает экономию, мы переведем со следующего года часть закупок на зиму, зальем битум в опалубку в виде твердого материала и будем его перерабатывать с наступлением сезона. И тогда мы сможем удешевить этот процесс без больших вложений со стороны предприятия.
- А почему Смоленскавтодору не удается все вырабатывать на своих карьерах, а приходится закупать у сторонних поставщиков? Ведь очевидно же, что во втором случае в цене присутствует коммерческая составляющая.
- Да, у нас есть карьеры, но, во-первых, у них не хватает мощности, ресурсов, чтобы обеспечить тем количеством материала, которое нам необходимо в сезон. Во-вторых, тот материал, который мы добываем на наших карьерах, не всегда проходит качественные характеристики, которые необходимы для выполнения госзадания. В том числе, прочностные характеристики, на которые мы не можем повлиять, и которые зависят от месторождения. Поэтому 50% материала нам приходится закупать у поставщиков, где есть необходимые прочностные характеристики.
Если мы будем использовать материал, который не соответствует характеристикам и показателям, которые нам необходимы, то мы не сможем приготовить необходимый нам асфальт, и у нас не примут дорогу.
- В прошлом году смоляне заметили активизацию ремонтных работ, которая стала возможной благодаря нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКД). В 2020 году объемы дорожных работ увеличатся?
- Да, объемов в этом году будет больше. Если в прошлом году было выделено в рамках нацпроекта 1,2 млрд, то в этом году планируется освоить 1,6 млрд, плюс нам еще обещают добавить 183 миллиона, а это плюс 15-16 км отремонтированных дорог.
- Как решается, какие дороги будут реконструироваться в рамках нацпроекта?
- Проводились общественные слушания, где город защищал свою часть дорог по БКД, а мы свою часть дорог. При формировании списка учитывались маршруты трудовой миграции людей из одного города в другой, или из села в город. Следующий приоритет маршруты со школьными автобусами. Ну и конечно учитывается «Карта убитых дорог», которую составляет Общероссийский народный фронт, поэтому в процесс согласования включен ОНФ. Также будет продолжен ремонт тех дорог, которые были начаты в прошлом году.
- Ранняя весна и фактически отсутствие снега этой зимой позволило сэкономить на содержание дорог?
- На конец года мы делали срез по экономии песко-соляной смеси. Она составила примерно 20-30% по материалам. Примерно к 15 марта мы сможем сказать, сколько денег высвободится с зимнего на летнее содержание и сколько дополнительно мы сможем взять асфальта. Т.е. все сэкономленные деньги пойдут на увеличение объемов текущего обслуживания дорог Смоленской области.
Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)