Сегодня среда, 13 января 2021 года.

Поиск  

Пример: Путеводитель по святым источникам Смоленской области   
13 января 2021 года   |   smolensk-i.ru   |   Обсудить

Памяти научного руководителя Андрея Вербицкого

22 декабря 2020 года ушел из жизни Вербицкий Андрей Александрович, российский психолог и педагог, академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор по специальности "Педагогическая и возрастная психология", профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Вербицкий А.А. участвовал в исследовательских проектах Министерства образования России "Высшая школа России", "Инновационные педагогические технологии", в разработке государственных концепций непрерывного образования и непрерывного последипломного образования. Он автор более 200 научных и научно-методических работ, 5 монографий. Награжден Медалью К.Д. Ушинского и Золотой медалью РАО, нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования».

В 2018 году Российским профессорским собранием удостоен почетного звания «Профессор года» в номинации «Педагогический науки».

Для педагогического коллектива МБОУ «Средняя школа 33» города Смоленска безвременный уход Вербицкого Андрея Александровича - невосполнимая утрата. Он был научным руководителем инновационной научно-образовательной площадки МПГУ, открытой на базе нашей школы по проблеме «Школа - Центр социально-контекстного образования» на период 2018-2021 годы.

Но он был не просто научным руководителем площадки, он был большим другом и идейным вдохновителем нашего педагогического коллектива, неоднократно посещал нашу школу, встречался с администрацией, педагогами школы, проводил авторские семинары, презентовал передовые инновационные идеи, авторские разработки, делился мыслями о перспективах развития образования.

Общеизвестно, что академик РАО Вербицкий А.А. является автором психолого-педагогической теория контекстного образования.

Хотя первоначально теория контекстного обучения была сформулирована для целей профессионального образования, по мнению автора, ее методологию можно развить и применительно к общему образованию, опираясь на компетентностный и контекстный подходы. Именно эта идея легла в основу Концепции инновационной площадки на базе нашей школы под научным руководством Вербицкого А.А., поскольку в школе были созданы определенные предпосылки.

В течение пяти лет (с 2013 по 2017 годы) школа функционировала в статусе региональной инновационной площадки (РИП) по проблеме «Управление развитием социально-контекстной образовательной среды в условиях современной массовой школы». Основным системообразующим эффектом реализации программы РИП стало создание кластерной трехуровневой модели социально-контекстной образовательной среды в условиях МБОУ «СШ 33», что определило новизну инновационного опыта. Инновационная деятельность педагогического коллектива обеспечила достижение качественно новых образовательных результатов - сформированности у обучающихся социально-контекстных компетенций.

В этой связи, имеющийся опыт и научное видение возможности использования технологии контекстного образования уже было сформировано, необходимо было презентовать имеющиеся наработки и получить научную оценку возможности переноса технологии с одного уровня образования (профессионального) на другой (уровень общего образования).

Именно в это время, в июле 2017 года, состоялась первая встреча директора школы Жойкина С.А. и заместителя директора по научно-методической работе Куришкиной Л.А. с ученым в рамках авторских мастер-классов А.А. Вербицкого в городе Смоленске.

Эта встреча стала по-настоящему знаковой для нашего коллектива: Андрея Александровича заинтересовали результаты деятельности школы и системные эффекты инновационной работы, и он предложил администрации школы подать заявку на соискание статуса инновационной научно-образовательной площадки МПГУ, научным руководителем которой и был назначен в сентябре 2018 года.

Ключевой идеей, положенной в основу проектирования модели «Школа - Центр социально-контекстного образования», стали психолого-педагогическая теория и принципы контекстного образования А.А. Вербицкого на основе интеграции системного, компетентностно-контекстного и ресурсно-контекстного подходов.

Контекст - основное понятие теории контекстного образования А.А. Вербицкого. В контекстном образовании с помощью системы учебных проблем, проблемных ситуаций, задач, практик выстраивается сюжетная канва усваиваемой деятельности, превращая статичное содержание образования в динамично развертываемое. Основной единицей содержания контекстного образования выступает ситуация надпредметного или метапредметного характера, хотя и для привычных учебных задач и заданий есть достаточно места. Овладевая нормами компетентных предметных, надпредметных и метапредметных действий и отношений людей в ходе индивидуального и совместного анализа и разрешения заданных ситуаций, школьник развивается и как человек, обладающий определенной компетенцией, и как член общества.

 

 

 

На совместных деловых встречах с Андреем Александровичем, организованных в нашей школе, мы делились с ученым опытом работы по адаптации теории контекстного образования в условиях общеобразовательной массовой школы, анализировали настоящее, строили общие планы на будущее.

Мы благодарны нашему научному руководителю Вербицкому А.А. за корректный анализ наших материалов, глубокое осмысление возможной адаптации и расширение дидактико-методических границ образовательной технологии контекстного образования, за новый взгляд возможности ее использования с целью формирования функциональной грамотности обучающихся.

Андрея Александровича отличали глубина анализа информации, вдумчивое восприятие происходящего, аккуратные критические замечания в форме корректных вопросов и уточнений, грамотность ведения научной дискуссии, а также изумительная способность разбавить академический язык науки неподражаемым чувством юмора, удивить своих слушателей вовремя рассказанной притчей или красиво исполненной музыкальной миниатюрой.

На деловых встречах неоднократно проводились расширенные научно-методические советы, позволяющие подвести некоторые промежуточные итоги работы по внедрению технологии контекстного образования, уточнить понятийный аппарат исследования в связи с отработкой понятия «социально-контекстное образование», обсудить возможности представления разработок на всероссийском уровне.

Андрей Александрович дал высокую оценку уровню разработанности и решению проблемы использования теории контекстного образования в нашей школе, увидел перспективы ее развития и дальнейшей трансформации. За время совместной работы с Андреем Александровичем Вербицким нами раскрыты педагогические основы и принципы социально-контекстного образования в средней школе одного из перспективных направлений реализации теории и практики контекстного образования, коррелирующего с направлениями реализации ФГОС общего образования.

В результате совместного анализа имеющихся подходов, разработок и представленного опыта научным руководителем Вербицким А.А. и директором школы Жойкиным С.А. был сделан вывод, что психолого-педагогическая теория контекстного образования адекватна целям реализации основных направлений развития общеобразовательной школы и требованиям ФГОС общего образования, а также ключевым задачам проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».

Важным итогом совместной деятельности педагогического коллектива МБОУ «СШ 33» и научного руководителя А.А. Вербицкого стала публикация статьи «Концептуальная модель школы как Центра социально-контекстного образования» в журнале «Педагогика» ( 3, 2020), в которой представленная модель получила научно-теоретическое и практико-ориентированное обоснование. А это значит, что идеи ученого, педагога и мыслителя Андрея Александровича Вербицкого продолжат воплощаться в жизнь на смоленской земле в школе, другом которой он был

Встреча ученого с учителями Как это важно для педагога - быть услышанным, общаться с людьми науки, понимать актуальность преобразований в системе российского образования в целом и, в частности, в родной школе, понимать инновационность и необходимость собственного профессионального развития - все это и происходило во время встреч с Андреем Александровичем Вербицким.

Изменяет учителя и профессиональная среда, особенно если она диалогического типа, в которой учитель чувствует себя субъектом инновационных преобразований, а не бесправным объектом монологического управления со стороны администрации школы. Встречи с ученым вызывают интерес у каждого педагога, меняя мнения, вырабатывая позицию, проектируя планы и изменения.

Этого влияния не заменить

Но он ушел. Благородный, честный, непоколебимый в своей вере в образование, любящий людей, мыслями всегда направленный в будущее Но осталась светлая память о нем, наших встречах, планах, перспективах в работе

В поздравительном письме в адрес коллектива школы от 05 октября 2020 года наш научный руководитель писал:

«Ваш коллектив подвижнически выполняет главную миссию - нести детям, как сказал поэт,Pразумное, доброе, вечное. Желаю всем педагогам школы доброго здоровья, оптимизма и дальнейших творческих успехов на тернистом пути повышения качества образования!..

С глубоким уважением,Ваш Вербицкий А.А.»

Самые свежие новости Смоленска на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12

13

14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Архив

13 января 2021

В Смоленске ищут свидетелей громкого летнего ДТП  1

• Памяти научного руководителя Андрея Вербицкого  1

209 раз смоляне распивали спиртное в общественных местах  1

Глава СК потребовал тщательной проверки страшного ДТП под Смоленском  1



Top.Mail.Ru    Яндекс.Метрика

 

info@smolnews.ru

Информер

Следите за нами в Twitter