Сегодня суббота, 13 января 2024 года.

Поиск  

Пример: ????-???????? 1   
21 апреля 2010 года   |   www.smolensk-i.ru   |   Обсудить

Во время визита Владимира Путина в Смоленск 7 апреля премьер «вышел в народ»

ПУТИН «БЕЗ ТЕЛЕВИЗОРА». Анна БАЛАКИРЕВА

По городу пошла гулять версия, что во время визита Владимира Путина в Смоленск 7 апреля премьер «вышел в народ». Но выслушать успел только какого-то душевнобольного, который, впрочем, мало чем отличился от нормального человека: сразу стал жаловаться премьеру на всех чиновников, которые ему не угодили. Трансляторы этой истории ссылаются на свидетеля, стоявшего в оцеплении во время визита премьеров России и Польши в Катынь.

Наверное, это самое живое впечатление от визита Путина. Больше того, есть большая вероятность, что история с душевнобольным – чистой воды выдумка, созданная как альтернатива совершенно пресному визиту.

Впрочем, пресному – не значит пустому. Попытка перенести Катынский вопрос в историческую плоскость из политической дорогого стоит. Но обо всем по порядку.

О визите Путина в Смоленск говорили и мечтали давно. «Хорошо, что Путин приедет, у нас дороги отремонтируют», - примерно так размышляли горожане. Но мечты разбились как автомобильная подвеска о наши дороги. Делать дороги никто не собирался. Одну из них, ведущую из Катыни в Смоленск, починяли как примус: из очень плохой дорогу сделали просто плохой. Честность, с которой местные власти собирались встречать премьера, вызывала некоторое восхищение, хотя было в этом что-то суицидальное.

Владимир Путин всегда опаздывает. Говорят, что он никогда не приезжает вовремя, если это не инаугурация. Его инаугурация.

Мероприятия с участием польского и русского премьеров в Катыни задержали на полчаса, что вообще в рамках статистической погрешности. Но далее ожидание занимало все больше времени. На место дислокации высокие лица прибыли по очереди, исчезнув в шатре. На другой стороне дороги, у остановки, стояли местные жители, мимо проезжали полупустые маршрутки, но люди ждали не транспорт. Совсем недавно стало известно, что Владимира Путина номинировали на хип-хоп премию (по информации «Русской службы новостей»). Это совершенно справедливо, потому что, умея лихо складывать слова и своеобразно двигаться, премьер обладает магической популярностью.

Во время работы на мероприятиях с огромной политической значимостью на малом пространстве журналистов делят на так называемые пулы. По пулам пресса группируется и поджидает на определенном участке. Из-за этого у пула номер два возникают предрассудки по поводу того, как вели себя Путин и Туск на территории Пула номер три. Шестой пул, в который попала местная пресса (но и это было рукотворным чудом пресс-службы губернатора), как несложно догадаться, здорово отставал от пула кремлевского. Новость о том, что Путин и Туск преклонили колени перед погибшими поляками была подана как «умолял поляков не бурить у себя скважины сланцевого газа, а покупать наш, отечественный».

При таком обилии высоких лиц и иностранных гостей единственным родным лицом для смоленских журналистов стал …губернатор Смоленской области Сергей Антуфьев. Расписавшись в собственном непрофессионализме, представители смоленских СМИ, игнорируя взгляды многочисленной охраны, начали махать главе региона и кричать: «Мы с вами!». Сергей Владимирович радостно улыбнулся. Еще бы: на секунду его популярность перепрыгнула популярность премьера.

Единственное здание, которое премьер посетил в Смоленске, - здание Дома Советов. Правда, никто из постоянных посетителей его не узнал. Здесь не было ни одного чиновника, зато был беспроводной интернет. После очередной порции ожидания, Путин и Туск в до неузнаваемости переделанном Большом зале ответили на вопросы прессы. Считаю, что Путин вел диалог прекрасно. Он сделал невозможное: почти убедил поляков, что русский народ, пострадавший от сталинских репрессий, не должен за них извиняться. Несмотря на это, было некоторое разочарование. Путин был совершенно таким, каким его сотни раз показали по телевизору. Найти хоть одно малейшее отличие было невозможно.

Ответ на то, почему так трудно считать его живым человеком, был в какой-то мере получен на рабочей встрече Владимира Путина и Сергея Антуфьева. Здесь уже, конечно, никто Сергея Владимировича не приветствовал. Он был смят откровенностью, с которой Путин, даже без укора, оценил состояние смоленских дорог. В этот миг, на время одной фразы, лицо премьера просветлело и ожило. Камеры щелкали так, что сказанного было не слышно. Родить афоризм на Смоленщине, как это сделал когда-то Медведев, или как это в других регионах делал сам Путин, не получилось. Просто в тот день все шло так четко и слаженно, что профессионализм вытеснил все живое.

Окончательно визит Путина для журналистов закончился в десятом часу. Под окнами Дома Советов стояли люди. Опять ждали. И это было особенно странно. Как будто у них нет телевизора.

В ДВУХ ШАГАХ ОТ ВЛАСТИ. Григорий КАЛАЧЬЯН*

Собственный опыт показывает, что во времена Советского Союза уровень охраны первых лиц государства был выше, нежели в настоящие дни. По крайней мере, обеспечения охраны генсеков во время поездок по стране. Это, кстати, вполне объяснимо: в СССР и самих охраняемых лиц было намного меньше, чем сегодня, да и визиты «на места» проводились крайне редко. Каждая поездка была целым событием - и для зевак, и, естественно, для службы охраны, - поэтому готовились к ней заранее, примерно так же, как к визиту Владимира Путина в Катынь 7-го апреля.

Я много наслышан о том, как работают сегодня репортеры правительственного пула, неотступно следующие за премьер-министром. Это, конечно, колоссальная нагрузка, думаю, что замены и дублирующие звенья при таком темпе неизбежны. (7-го апреля репортеры освещали мероприятие в Катыни, а вечером того же дня, спустя несколько часов, Владимир Путин уже сходил по трапу в аэропорту Новосибирска. Сколько там тысяч километров от Смоленска до Сибири?)

Даже в «наши времена» схема работы с первыми лицами предполагала наличие одного репортера, находящегося в непосредственной близости от чиновника, и еще нескольких, заранее дислоцирующихся по маршруту движения чиновника. Например, так было в 1979 году, когда я, тридцатитрехлетний фотокор ТАСС, освещал визит Леонида Брежнева на Байкало-амурскую магистраль. (Тогда в состав пула входили корреспонденты «Правды», «Известий», и ТАСС. Однако они не следовали за первым лицом постоянно, а собирались «по свистку», поскольку, повторюсь, поездки были весьма и весьма редки.) Леонид Ильич передвигался спецпоездом до Амурской области, с ним находился единственный фотограф ТАСС Владимир Масуэлян, остальные журналисты перелетали с места на место самолетом. При этом у диспетчеров постоянно возникали проблемы, поскольку все полеты в районе движения спецпоезда были запрещены. Конечно, официальная аккредитация обеспечивала своего рода доброжелательное отношение с охраной первого лица - «девяткой» (девятым управлением КГБ, аналог современной Федеральной службы охраны).

Сегодня это может вызвать улыбку, но тридцать лет назад главным для фотокорреспондента было …обеспечить доставку фотоматериалов в редакцию. (В моем случае в редакцию ТАСС, в Москву.) Каким образом? Снимали на пленку, обрабатывали и печатали фотографии, после чего с помощью фототелеграфа передавали их в редакцию. Качество фотографий, естественно, было ничтожным. Поэтому существовал еще один путь: фотографии в запечатанном конверте с «тассовским» штампом передавались командиру самолета, а в московском аэропорту конверт забирал сотрудник редакции.

Впрочем, первыми в редакции оказывались не только снимки, но и «объективки» на журналистов. А поскольку документы передавались по каналам КГБ, то с ними знакомились, в том числе, и первые лица регионов. В мае 1981 года я был переведен в Смоленск, собственным фотокором ТАСС по Смоленской, Псковской и Калининградской областям. По приезду меня принял первый секретарь обкома Иван Ефимович Клименко. «Что же вы, Григорий Павлович, с саратовских калачей да на наши земли?» - первым делом спросил он. «Какие «саратовские калачи»? При чем тут они?» - завертелось у меня в голове. (Я и вправду родился в Саратове, прожил там до двадцати лет, однако в Смоленск приехал из Читы.) Оказалось, что Иван Ефимович заранее запросил документы на фотокорреспондента ТАСС Калачьяна, но прочитал их невнимательно, решив, видимо, что я прибыл прямиком из Саратова.

Кстати говоря, на Смоленщине постоянная охрана у первого лица области появилась, если не ошибаюсь, при губернаторе Александре Прохорове. Он же ввел и пропускную систему в Дом Советов. До этого единственным препятствием был милиционер, который спокойным взглядом «отсеивал» подвыпивших граждан да городских сумасшедших.

У предшественника Анатолия Глушенкова личной охраны не было, однако я помню, что кэгебешники всегда находились рядом, в приемной главы региона. В советские же времена вся охрана первого секретаря обкома состояла из личного водителя, который, как правило, являлся сотрудником КГБ. И все.

Журналисты тоже были под постоянным наблюдением спецслужб. Однако, как вы понимаете, вовсе не в целях охраны.

В феврале 1986 года по просьбе Клименко я отправился на двадцать седьмой съезд партии. Иван Ефимович заверил, что раздобудет для меня аккредитацию, разрешающую производить фотосъемку в фойе кремлевского Дворца съездов. (Всего было три зоны, работа в каждой из которых требовала отдельной аккредитации: в зале заседаний Дворца съездов, в фойе зала и на площади перед Дворцом.) Уже тогда я подозревал, что проникну в зал заседаний, несмотря на отсутствие такой аккредитации. Дело в том, что охрана всегда обладает высокой памятью на лица. Новому лицу миновать контур охраны, отделяющий фойе от зала заседаний, бесполезно. Но если примелькаться, то шанс появлялся.

Итак, на третий день работы съезда я благополучно проник в зал заседаний, отсняв, в числе прочих, участников делегации от Смоленской области. Нужно сказать, что Клименко очень любил фотографии со съездов партии. Посему по приезду в Смоленск мне предстояло изготовить два десятка памятных фотоальбомов о мероприятии - для каждого участника делегации. В процессе их изготовления образовался так называемый технический брак - некачественные снимки с желтыми пятнами, разводами и тому подобное. Брак был сложен в отдельную стопку, позднее он перекочевал на заднее стекло автомобиля. В один прекрасный день, подъезжая к магазину промтоваров на Большой Советской, я с удивлением их обнаружил. Чего, думаю, брак валяется. Взял и выкинул в ближайшую урну.

Через несколько дней мне позвонили из КГБ и вежливо попросили зайти.

- Григорий Павлович, а куда вы дели фотографии со съезда партии? – спросили меня комитетчики.

- Как куда? Раздал делегатам. - ответил я.

- А еще кому? - продолжили они.

- Да никому. Еще был брак, так я его выбросил.

- Куда выбросили?

- Да откуда я помню? Вроде, в урну…

Как вы уже поняли, бдительные граждане не поленились извлечь эти фотографии из урны и отнести в КГБ. Знал бы кто, какую лекцию мне пришлось выслушать на тему неэтичности поступков подобного рода…

Больше я никогда не выбрасывал фотографии на улице. Чаще сжигал. На всякий случай.

В 1984 году я освещал визит на Смоленщину Михаила Горбачева, прибывшего для вручения ордена имени Ленина. Горбачев тогда являлся вторым лицом государства, однако охрана работала так, как если бы это был генеральный секретарь. Так же, как и перед приездом Владимира Путина, подготовительные мероприятия начались примерно за месяц.

До Горбачева выходы первых лиц государства «в народ» не приветствовались. В большей степени не потому, что охрана не разрешала, а в силу физической маломощи генсеков. Михаил Горбачев первым нарушил такую традицию. Мне довелось воочию наблюдать как он, оторвавшись во время прогулки от охраны, бодро направился в сторону толпы людей, стоящих за оцеплением возле башни Громовая. Естественно, в шоке были все: и охрана, и журналисты, и сами горожане.

Но если внутри оцепления охрана еще может позволить себе некоторую вежливость, то в условиях передвижения кортежа она действует мгновенно и безо всяких церемоний. Безопасность первого лица uber alles. Превыше всего.

Вспоминаю рассказ одного из фотокорреспондентов ТАСС. Его коллеги освещали приезд прилет государственного деятеля во внуковский аэропорт. Редакционный автомобиль (добротная черная «Волга» с московскими номерами и «тассовской» биркой на лобовом стекле) отстал от кортежа. Было принято решение: обогнать. Решение оказалось непродуманным. Прежде чем «Волга» пошла на обгон кортежа, сзади ее сбила догнавшая машина охраны.

На той же трассе в брежневские времена охрана расстреляла насмерть сотрудника ГАИ. Тогда только появились радары, измеряющие скорость движения автомобиля. Издали они были очень похожи на…гранатомет. Один московский гаишник решил сдуру измерить скорость движения правительственного кортежа. Достал радар и начал наводить на проносящиеся мимо «лимузины». В одно мгновение в машине охраны упали стекла (да-да, в таких авто было предусмотрено падение боковых стекло по нажатию кнопки) и гаишник без предупреждения был расстрелян на месте. Естественно, что в прессу эта информация не просочилась. Еще бы! У всех без исключения свидетелей расстрела была взята подписка о неразглашении. В целях безопасности…

* фотокорреспондент фотохроники ТАСС (1974-1981 гг. - собкор по БАМу,

1981-1996 гг. - собкор по Смоленской, Псковской и Калининградской областям)

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    
Архив

21 апреля 2010

В 2013 году Смоленск отстроят, реконструируют и модернизируют  2988

• Во время визита Владимира Путина в Смоленск 7 апреля премьер «вышел в народ»  2725

Исполняющие обязанности  931

Молодёжная администрация Смоленской области 10 апреля направила свои соболезнования в адрес польского народа  970

15 апреля у д. Архиповка обнаружен труп неизвестной девушки  1474

Команда «Смоляне» выиграла зимний Кубок России по пейнтболу  974

14 апреля в Доме офицеров состоялась финальная игра юниор-лиги «КВН по-смоленски»  1239

Память погибших поляков на 9-й день почтила смоленская молодежь  863

Следователи допросили 50 свидетелей крушения Ту-154  968

Администрация Смоленской области представила федеральным властям проект "Безопасный Смоленск"  842

Смоленск превратился в город песочных бурь  884

Преступление советника мэра Смоленска признано не до конца совершенным  1141

В Смоленске хотят возвести современный спортивный комплекс  1009

В Смоленске прошло первенство области по плаванию в ластах  1353

В Смоленске на аэродроме «Северный» проведут дезактивацию почвы  1162

В Смоленске завершается отопительный сезон  824

Жители Смоленска дышат песком  808

Советника мэра Смоленска приговорили к условному наказанию  835

Дожди в Смоленске прекратятся к выходным  967

В строительной сфере Смоленска назревает скандал, какого не было со времен «Социальной инициативы»  1104

В ОАО «Спецавтохозяйство» поступила партия новой техники  899

Сергей Антуфьев принял участие в совещании в Администрации Президента РФ  800

Смоленщина готова к сотрудничеству с Украиной  834



Top.Mail.Ru    Яндекс.Метрика

 

[email protected]

Информер

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)