Охота по-новому! Об изменениях в законодательстве
Начало 2022 года прошло под знаком многочисленных изменений в федеральном законодательстве, которые в немалой степени коснулись охоты и лесопользования.
О том, что конкретно изменилось в ведении охотничьего и лесного хозяйства и о чем надо знать охотникам и лесопользователям, рассказали Алексей Бугаев, начальник отдела государственного учета, кадастра, контроля использования объектов животного мира и промышленного рыболовства, и Юлия Аверина, начальник отдела федерального государственного лесного, охотничьего и пожарного надзора департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания.
Без учета нет охоты
Ежегодно на территории области проводится зимний маршрутный учет (ЗМУ) диких животных. В общедоступных охотничьих угодьях он возлагается на плечи коллектива областного охотуправления, а в частных - на владельцев охотхозяйств, более всего заинтересованных в проведении этого масштабного мероприятия, по итогам которого им выделяются квоты на добычу копытных животных: лося, кабана, косули. С 2022 года учет численности охотничьих ресурсов проводится по новым методикам, несколько упростившим эту задачу.
- Алексей Владимирович, что изменилось в учете охотничьих ресурсов с 1 января 2022 года?
- В первую очередь то, что егеря небольших охотхозяйств, площадь которых менее 8 тыс. га, от хождения по маршрутам вообще освобождены. Они должны применять методику авиаучета, но ни одно из 14 таких малых хозяйств пока ею не воспользовалось, и, скорее всего, они останутся без квот на добычу лося. По остальным копытным, в частности косуле, кабану, квоты будут выделены, если в небольших охотхозяйствах проведут учет по местам зимней концентрации животных. При этом методе определяются места, к которым в зимнее время года тяготеют копытные. Как правило, это солонцы и подкормочные площадки. Таким способом мы можем учесть поголовье благородного оленя, косули, кабана Лось под эту методику не подпадает, поскольку он не привязан к каким-то определенным точкам. Для авиаучета необходимы самолеты, вертолеты или беспилотники, что требует больших затрат. По остальным хозяйствам зимний маршрутный учет официально стартовал 15 января, но реально начался через сутки после первой пороши, когда следы животных стали отчетливо видны.
- Что изменилось для хозяйств, площадь которых больше 8 тыс. га?
- Сократились количество и протяженность маршрутов ЗМУ. Например, для охотхозяйств, занимающих от 8 до 10 тыс. га, протяженность маршрута должна быть не менее 80 км с разбивкой по всем категориям угодий: лес, поле, болото. От 10 до 50 тыс. га - не менее 100 км маршрута (7 маршрутов протяженностью от 5 до 15 км), от 50 и выше - более 100 км. Учтенные следы потом пересчитываются с помощью специально разработанных формул, чтобы получить точное количество животных. Это снизило нагрузку на людей, проводящих учет не в ущерб качеству ежегодного ЗМУ.
- Охотничью общественность заинтересовало принятие депутатами областной Думы регионального закона о более справедливом распределении разрешений на добычу копытных. В его основу, как и в советские времена, положено трудоучастие охотников в биотехнических мероприятиях, проводимых в угодьях, или добыча ими волков. Расскажите о реализации этой инициативы.
- Депутаты внесли соответствующие изменения в закон, касающийся распределения разрешений. Согласно им охотники, которые участвовали в обустройстве подкормочных площадок, солонцов, прокладывании квартальных просек, заготовке веточного корма, а также в уничтожении волков, будут иметь право на получение разрешений на добычу косули, кабана, лося. Конкретизировать сейчас не возьмусь, поскольку в настоящее время нашими специалистами разрабатывается документ, полностью регламентирующий этот процесс. Как только его подготовят, он сразу появится на сайте департамента. Кстати, за 2021 год смоленские охотники сумели добыть более 300 волков, а в 2022-м - уже 13.
Хочу отметить, что в Смоленской области сделано территориальное охотустройство с полной экспликацией всех границ охотхозяйств. С ним можно ознакомиться на сайте департамента.
Инспектор может не всё, но многое
В 2022 году окончательно прекратилась полемика по поводу того, может ли государственный охотинспектор останавливать, осматривать и досматривать автотранспорт в охотничьих угодьях. Ответ однозначный - может!
- Юлия Евгеньевна, многие охотники считают, что для того, чтобы проверять багажники их машин, к охотинспектору должен «прилагаться» сотрудник полиции. Насколько верно такое утверждение?
- Нет, это не совсем так. На территории охотничьих угодий государственные и производственные охотинспекторы имеют право производить остановку и с разрешения владельца произвести осмотр транспортного средства. Это закреплено в статьях 40, 41 Федерального закона «Об охоте» и пункте 5 Правил охоты. Для сведения охотников: осмотр заключается в визуальном обследовании транспортного средства, орудий охоты, продукции охоты и перевозимого груза, без нарушения целостности и вскрытия осматриваемых вещей. Он проводится без участия понятых и чаще всего без применения фото- и видеофиксации (хотя их применение не исключается). Водителю при этом предлагается добровольно предоставить охотинспектору возможность визуально осмотреть автомобиль и предполагаемые места перевозки груза, конструктивно для этого предназначенные, - салон, багажник или кузов.
Если владелец машины отказался от осмотра, а у инспектора есть основания полагать, что люди в салоне осуществляли охоту (на это могут указывать соответствующая экипировка, наличие оружия, собак и др.), то госохотинспектор департамента может произвести досмотр транспортного средства и без согласия водителя, но без нарушения его конструктивной целостности (статья 27.9 КоАП РФ). Производственные охотинспекторы полномочиями по досмотру не наделены.
Досмотр проводится в присутствии понятых или с использованием видеофиксации, например с помощью видеорегистраторов, которые есть у каждого нашего инспектора. Документы на транспортное средство не проверяются.
Нахождение на любом виде транспорта - автомобиле, мотоцикле, квадроцикле, снегоходе - в охотугодьях не запрещено, но если при этом у человека с собой есть охотничье оружие или другие орудия охоты и продукция охоты, тогда нужно разрешение на право охоты.
В соответствии с новыми Правилами охоты, «к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами». Охотник имеет полное право передвигаться по охотугодьям на любом виде транспорта с оружием. И это не может приравниваться к осуществлению охоты с транспортного средства, в случае когда он имеет разрешение на право охоты, при этом ружье находится в разряженном состоянии в чехле, патроны лежат отдельно.
Во время как осмотра, так и досмотра его автомашины владелец вправе вести видеосъемку действий инспектора. Результаты досмотра фиксируются в протоколе досмотра. Его копия вручается владельцу машины. При осмотре владелец сам открывает капот, багажник, бардачок и двери. Инспектор может только попросить подвинуть вещи или открыть, например, сумку.
В случае досмотра он все это может сделать сам, но обязательно с участием понятых или видеосъемки, поясняя все свои действия. И при этом присутствие сотрудника полиции необязательно.
- Есть разногласия и в том, передавать ли охот]инспектору ружье для проверки или он имеет право только осмотреть его в руках владельца?
- Охотник по требованию государственного или производственного охотинспектора обязан разрядить оружие и предоставить его для осмотра и сверки номеров. Осмотр производится визуально, ружье находится в руках владельца. Это требование Закона «Об оружии».
А вот охотбилет, разрешение на добычу охотничьих ресурсов, путевку и документ на хранение и ношение оружия требуется передавать в руки инспектору.
- Самим охотинспекторам выдали оружие?
- Государственным и производственным охотинспекторам разрешено круглый год находиться в угодьях с оружием без разрешения на добычу охотресурсов. При этом производственный охотничий инспектор, кроме оружия, должен иметь при себе нагрудный знак установленного образца и удостоверение. И все выезды производственных охотинспекторов фиксируются в специальном журнале.
В охотугодья - на поводке
Внесены изменения и по нахождению в угодьях с собаками. Раньше вне сезона охоты лайку или спаниеля нельзя было выгуливать без поводка на территории охотничьих угодий, но зато к беспородным собакам никаких претензий не было. Сегодня ситуация изменилась. Теперь нахождение в охотничьих угодьях с собакой без поводка может быть приравнено к осуществлению охоты.
- Было время, когда на охоте можно было применять только собаку охотничьей породы, да еще и имеющую дипломы по нужным видам дичи
- Теперь таких требований нет. Согласно новым Правилам охоты к собакам охотничьих пород относятся любые собаки, используемые при осуществлении охоты. Это могут быть легавые, гончие, норные, даже служебные или просто дворняги. Решили использовать при охоте пойнтера - пожалуйста! Немецкую овчарку? Никаких ограничений. Но в неохотничий сезон любая собака при нахождении на территории угодий должна быть на поводке! Исключение составляют специально отведенные территории для нагонки и натаски собак, выделенные в соответствии с территориальным охотустройством.
Всегда виноват водитель?
- Ежегодно на дорогах области происходят ДТП, жертвами которых становятся люди и животные. Далеко не всегда в них виноват водитель, и тем не менее закон возлагает всю ответственность именно на него, как на владельца «средства повышенной опасности». Особенно тяжелые последствия бывают при столкновении легковой машины с лосем. Высокая скорость автомобиля, помноженная на почти тонну веса животного, в итоге приводит к страшным результатам. При столкновении автомобиля с косулей или некрупным кабаном зачастую удается избежать серьезных повреждений автомобиля, а вот при столкновении с лосем машина, как правило, получает значительные повреждения, что приводит к серьезным травмам, а иногда и гибели людей. Как избежать этих трагедий и что делать, если беда все же произошла?
Юлия Евгеньевна, в каком случае для владельца авто наступает ответственность за сбитое дикое животное?
- Ежегодно в ДТП в среднем погибают 150 диких животных, в 2021 году было зафиксировано порядка 145 случаев. Тут ответственность для водителя бывает двух видов.
Если наезд произошел в зоне действия знака «Осторожно, дикие животные», водитель несет административную ответственность и оплачивает ущерб, нанесенный объектам животного мира, поскольку обычно животное погибает.
Когда знака, предупреждающего о выходе диких животных на проезжую часть, нет, то такое действие квалифицируется как неумышленное причинение вреда объектам животного мира, так как водитель является лицом, управлявшим средством повышенной опасности. Это означает, что он ответственен за все, что может произойти с участием его автомобиля, но в этом случае все оплачивает страховая компания по ОСАГО, и водитель к административной ответственности не привлекается.
Однако для того, чтобы расходы взяли на себя страховщики, нужно, чтобы из ГИБДД в отношении водителя пришел отказ в возбуждении административного дела, то есть информация о том, что его не сочли виновным. Если такого документа нет, водитель самостоятельно оплачивает ущерб, причиненный объектам животного мира в результате гибели животного.
- В какую сумму водителю или страховщикам обходится такое ДТП и как она взыскивается?
- Для определения величины ущерба, нанесенного объектам животного мира, существует специальная методика. Но в любом случае о ДТП с участием животного надо сообщить в ГИБДД, чтобы его зафиксировали, произвели осмотр. Ни в коем случае нельзя уезжать с места ДТП, потому что тогда наступит более серьезная ответственность.
Если водитель скрылся, мы подаем заявление на розыск транспортного средства, которым занимаются сотрудники ГИБДД и полиции. Они разыскивают водителя, по повреждениям на машине устанавливают, он ли наехал на животное, и решают вопрос о привлечении его к ответственности.
За 2021 год страховыми компаниями компенсирован ущерб по фактам гибели диких животных в ДТП в размере 6,13 млн руб. При этом за гибель в ДТП одной особи косули взыскивается ущерб в размере 40 тыс. рублей, лося - 80 тыс., кабана - 30 тыс., медведя - 60 тыс., зайца - 1 тыс. руб.
- Как можно предупреждать такие происшествия?
- Установкой специальных ограждений, как вдоль автотрассы М1, главная задача которых- снизить количество ДТП с участием диких животных и максимально минимизировать тяжесть их последствий для людей.
Но, конечно, только установкой заборов эту проблему не решить, ведь животные все равно будут искать возможность перейти на другую сторону дороги.
Поэтому было принято решение о необходимости экодуков, и первый из них уже строится в Гагаринском районе. Второй планируется возвести в Смоленском районе, проект с департаментом согласован. Они разместятся в местах массового перехода животных через проезжую часть, для определения которых «Автодором» были установлены специальные камеры, произведен подсчет количества животных, появлявшихся на дороге, а потом, по результатам этого исследования, продолжавшегося несколько месяцев, определялось, где наиболее рационально размещать экодуки.
Жизнь подтвердила правильность такого подхода - ДТП с участием диких животных на трассе М1 снизилась на 55%. В 2021-м на трассе М1 произошло 43 ДТП, при этом в основном в местах, где нет сетчатого ограждения. Кроме того, для перемещения животных есть и подземные переходы - тоннели в местах пересечения трассы железнодорожными путями и водными объектами. К экодукам лоси, кабаны и косули привыкают довольно быстро, поскольку их ширина порядка 30 м, на них высажены трава, кусты Но активнее всего пользоваться этими сооружениями животные начинают после того, как они постепенно зарастают дикой растительностью. Это хорошо видно на опыте Калужской области.