В Смоленске хит Глинки прозвучал в новой аранжировке
Премьерное исполнение ноктюрна «Разлука» подарил смолянам фортепианный квартет Московского музыкального общества «Tempus Novum Art» в рамках 64-го Всероссийского музыкального фестиваля имени М.И. Глинки.
На сцене смоленской филармонии 3 июня московские музыканты представили программу «Михаил Глинка и его современники». В концерте прозвучали произведения Брамса и Шумана, однако самые сильные эмоции и бурные овации слушателей вызвало исполнение щемящей музыки Глинки. Ноктюрн «Разлука» был специально аранжирован Екатериной Волковской к фестивалю по просьбе участников фортепианного квартета.
- В этой версии он никогда и нигде не звучал, это действительно премьерное исполнение. Это такой подарок Екатерины Волковской Смоленску, фестивалю и нам, - рассказала во время пресс-конференции Наталия Калиничева (скрипка).
Фортепианный квартет Tempus Novum Art был основан в 2010 как ансамбль солистов.
В его составе: Денис Чефанов (фортепиано), Алексей Симакин (альт), брат и сестра Калиничевы: Наталия (скрипка), Михаил (виолончель). Являясь выпускниками Московской консерватории и других вузов, артисты бережно сохраняют традиции русской исполнительской школы.
Свое выступление в Смоленске музыканты начали с квартета Брамса и после концерта оценили реакцию зала.
- Приятно, когда публика принимает такие крупные, серьезные сочинения. Нынешняя фрагментарность сознания очень влияет на выбор программ исполнителями. Многие пытаются подстроиться под спрос. Мы, в какой-то степени, хранители традиций, - отметила НаталИя Калиничева.
- Не столько мы хранители. Все-таки, 64-й цикл это говорит о том, что традиции есть у публики, у города, области. Этот фестиваль - визитная карточка города, - высказался Денис Чефанов.
В ходе часовой пресс-конференции музыканты затронули множество тем, одна из которых популяризация творчества малоизвестных классических авторов.
Участники квартета рассказали о своей английской программе.
- У нас было премьерное исполнение квартета Доналда Тови. Это эпоха позднего романтизма, конец 19 начало 20 века. Очень она своеобразная, конечно, эта программа, но пользовалась популярностью, - говорит Наталия Калиничева.
Это «музыка английского детектива», как мы ее между собой называем, - дополняет Денис Чефанов. - У нее нет эффектной внешней яркости. Ее нужно додумывать , помогать ей раскрываться. Мы открывали, получается, для публики новую музыку, хотя она написана очень давно.
Однако регулярно расширять репертуар артистам мешает инертность слушателя и сомнения организаторов концертов.
- Есть некая общая тенденция, мы играем, если посмотреть на афиши, по большому счету, одно и то же. Количество написанной музыки гораздо больше, чем обычно исполняют, - отмечает Алексей Симакин.
- Включаем новые программы, делаем мы рассылку по филармониям, и в большинстве эти программы попросту игнорируют. Все в один голос говорят: «Нет, мы это не продадим, люди на это не пойдут», - объясняет Михаил Калиничев. - И вспоминался Доналд Тови. Его музыка оказалась настолько фантастичной, что для нас самих это было открытием. Во время премьерного концерта я краем глаза увидел, что на первом ряду сидят тетушки средних лет и по-настоящему плачут. Это все-таки показатель, - считает музыкант.
Артисты говорят о том, что слушатель - «раб привычки», предпочитает знакомых композиторов - Шумана, Брамса, Чайковского, Глинку.
Михаил Калиничев вспомнил своего знакомого, пожилого человека, который ходит исключительно на первый концерт Чайковского, игнорируя все другие произведения.
- Получается, что мы для себя откопали какое-то талантливое сочинение, музыка по-настоящему прекрасна. Но записи еще не существуют, и люди на концерт просто не придут. Потому что многие сейчас сначала лезут в интернет поискать, что это за музыка, и если не нашли, раз никто не играет, то это, с их точки зрения, посредственная музыка. Получается замкнутый круг. Репертуар ограничен, нужно его расширять. Начинаешь упираешься в стенку, - делает вывод Калиничев.
Фото: Смоленская областная филармония