"Болливуд" по-смоленски
Драма «Райцентр» Натальи Назаровой получила Гран-при XV Международного кинофестиваля актеров-режиссеров «Золотой Феникс».
Высокая награда смоленского смотра вторая по счету крылатая статуэтка в коллекции трофеев талантливой актрисы и режиссера. В 2020 году Наталья завоевала главный приз кинофорума в Смоленске за картину «Простой карандаш», рассказывающую о незамысловатых и искренних чувствах обычных людей.
Специальный приз имени поэта Александра Твардовского присужден режиссеру военной драмы «Мария. Спасти Москву» Вере Сторожевой.
«Мария. Спасти Москву» - вольный пересказ религиозного мифа о Великой Отечественной войне, который опирается на не подтвержденные фактами, устные свидетельства. О встрече Матроны Московской, канонизированной РПЦ в 1997 году, со Сталиным рассказывала дочь женщины, у которой старица снимала комнату во время войны.
17-19 октября 1941 года в столице началась паника. Эвакуировались министерства и ведомства, на улицах горели костры из секретных архивных документов. Именно в этот решающий для страны момент Сталин спросил у старицы Матронушки: «Что нужно сделать, чтобы враг не вошел в Москву?» Иосиф Виссарионович получил ответ этой удивительной незрячей женщины: «Нужно икону в небо поднять».
«Не только чудотворная икона помогла спасти Москву,- говорила Вера Сторожева на встрече со смолянами на правозащитном кинофестивале «Сталкер» в июне этого года. - Сотни тысяч людей защищали город, дети рыли окопы, ополченцы стояли насмерть. Весь народ поднялся на защиту любимой столицы! Но мне захотелось поведать историю девушки Марии и возрождении ее души, заодно упомянув о чуде».
В финале картины образ непреклонной НКВДешницы Марии (Мария Луговая) приобретает оттенок иконописного. Уверовавшая безбожница с младенцем на руках уходит в снежную даль навстречу новой, еще непривычной для нее жизни.
Фильм Сторожевой не о спасении Москвы. Он негромко повествует о чудесном спасении души Марии отступницы.
Именную, «твардовскую» награду, организаторы фестиваля передали продюсеру Наталье Ивановой.
- Сцена кинотеатра «Современник» лично для меня важна и ответственна, - призналась Наталья Иванова. Наша компания «Хорошо Продакшн» удостоилась в Смоленске двух главных призов «Золотого Феникса». Первый Гран-при получила история Веры Глаголевой «Одна война», второй картина «Две женщины», которую мы с Верой снимали в имении Глинки в селе Новоспасское. Мне очень приятно будет передать эту крылатую статуэтку, символизирующую вечное возрождение, Вере Сторожевой.
Наталья Иванова не скрывала, что встреча со зрителями омрачена трагическим событием.
20 сентября в автокатастрофе погиб Сергей Пускепалис - один из лучших актеров российского кино, худрук Волковского театра в Ярославле и настоящий патриот России. Машина, которую Сергей перегонял в Москву, была куплена им для защитников Донбасса, но столкнулась с фурой на трассе в Ярославской области.
Сергей Пускепалис сыграл в драме Веры Сторожевой «Мария. Спасти Москву» маленькую, но пронзительную роль.
- Сергей для Веры Михайловны был талисманом ее работ, - поделилась со смолянами продюсер «Хорошо Продакшн». Сторожева попросила меня передать личное послание, в каждом слове которого скорбь.
«Мы пятнадцать лет работали с Сережей вместе, - пишет Вера.- Сережа снимался почти в каждом моем проекте, он играл яркие, но небольшие роли. И всегда это была творческая работа, полная самоотдачи и соучастия.
Сергей показал себя очень преданным другом. Вышло так, что Пускепалису пришлось по первому моему зову примчаться из Ярославля в Москву на премьеру фильма «Мария. Спасти Москву». Он честно отработал на сцене за всех остальных актеров, которые не нашли свободного времени. Сережа смеялся: «Роль-то у меня маленькая, а я веду себя так, как будто она у меня главная».
Вера Михайловна говорит, что потеря Сережи для нее невосполнима: «Нет больше такого другого товарища и артиста ни в жизни, ни на экране. Особый случай, когда ни слава, ни популярность и востребованность не испортили природу настоящего человека. Больно и трудно.
Светлая память!»
«Васильевский» приз «За правдивое и честное отражение действительности» завоевала военная драма Игоря Угольникова «Учености плоды».
«Спасибо за признание!» - поблагодарил смолян режиссер.
Наградой имени композитора Михаила Глинки» удостоилась работа Камиля Абдуллина, создавшего оригинальную музыкальную характеристику героев фильма Айнура Аскарова «Семья года».
«Наша съемочная группа уже не раз принимала участие в фестивале «Золотой Феникс», получив высокую оценку жюри за работу «Из Уфы с любовью» (2017), - не скрывает своей радости в видео-обращении Айнур Аскаров. - Это был один из самых красивых призов в нашей «копилке», и я рад, что количество статуэток удвоилось. Здорово, когда организаторы проекта отмечают вклад композитора в общее дело. К сожалению, обычно бывает иначе. «Золотой Феникс» - совсем другой случай, тем он и отличается от других киносмотров.
Я горжусь тобой, Камиль!»
Приз имени актера Анатолия Папанова» вручен актрисе Светлане Немоляевой, исполнившей блестящую роль в короткометражном фильме Александра Котта «Гоголь-Моголь».
«На Дерибасовской хорошая погода», «Русский бизнес», «Отцы и деды», «Одиноким предоставляется общежитие»
Всех фильмов, поставленных по сценариям Аркадия Инина, заслуженного деятеля искусств России, лауреата «Золотого Остапа», «Золотого теленка» и многих других литературных премий, известного по кино-капустникам и множеству книгам, сразу и не перечислишь!
Когда на сцену вышел сценарист, писатель, сатирик и член жюри «Золотого Феникса» Аркадий Инин, зал «Современника» взорвался аплодисментами.
- Наконец-то пришло время объяснить, почему именно меня попросили вручить приз имени Папанова, - рассказал зрителям Аркадий Яковлевич. - Анатолий Дмитриевич играл в снятой по моему сценарию лирической трагикомедии Юрия Егорова «Отцы и деды».
Папанов удивительный, совершенно потрясающий, фантастический актер и человек, который прошел войну, был ранен, но сумел сберечь в катастрофе, выжигающей в человеке все человеческое, чистую душу.
Невероятно скромный, застенчивый. Ему и в подметки не годятся все эти нынешние «звезды» и «звездочки»! Не могу не поделиться с вами эпизодом из нашей с ним общей истории.
Фильм «Отцы и деды» был представлен на кинофестивале в Италии. Помню, сидим с Анатолием Дмитриевичем в зале, смотрим итальянскую картину «Ключ» Тинто Брасса с красоткой Стефанией Сандрелли. Там была пикантная сцена: Стефания входит в ванную, задергивает за собой занавеску. На секунду мелькает ее голое плечо
И надо ж такому случиться: Папанов совершенно искренне огорчился по поводу демонстрации на экране обнаженного женского плечика! «Как же ей не стыдно! Ведь люди в зале сидят». Фронтовик долго не мог успокоиться: «У нас в стране подобное невозможно!»
Подумаешь, плечико!
Я смирился с его огорчением. Фестиваль завершился, Папанову вручили награду за главную мужскую роль. В том-то вся и беда, что в номинации «Главная женская роль» отметили «коварную соблазнительницу» Стефанию!
Церемония награждения подходит к концу, идем на банкет. Анатолий Дмитриевич встает на дыбы: «Ни за что туда не пойду!» Начал его убеждать: «Вы не имеете морального права подвести Советскую Родину. Пойдемте!»
Он нехотя согласился. Как это обычно бывает по закону подлости, Стефанию Сандрелли и Папанова посадили за один столик. Смотрю на них и думаю: что теперь будет?! Актер за словом в карман не полезет, выложит все на чистоту. Переводчик представил артистов друг другу. Папанов сложил ладонь «лодочкой», протянул руку красавице итальянке и сказал: «Толик!»
Перчинки и смешинки от Аркадия Инина
«Я все фильмы снимаю для женщин и про женщин. Хотя, надо сказать, они тоже не подарки. Как-то раз в Одессе мне рассказали анекдот про двух подруг Софу и Соню. Соня говорит: «Знаешь, Софа, у нас в доме, который напротив, поселился какой-то мужчина. Его окно выходит прямо в мою спальню. Нужно срочно купить занавески!»
Софа удивлена: «А зачем тебе занавески?»
«Он же может меня увидеть обнаженной!» - «Если он увидит тебя голышом, он сам купит занавески».
Шучу, острю, но все равно обожаю милых дам, потому что в трудную минуту мы, мужики, прячемся за их спины.
Вот еще одна история: в банк вламывается грабитель и заявляет с порога, что сейчас всех «замочит». Хватает кассиршу: «Тебя первую! Как тебя зовут?» - «Зина» - «Нет, тебя «мочить» я не стану, мою маму Зиной зовут».
Набрасывается на охранника: «А тебя точно «замочу! Как звать?» - «Коля. Но мама называет меня Зиной».
Именную награду имени скульптора Сергея Коненкова» получила режиссер фильма «Обещания» Лана Влади. Самой веселой награды кинофестиваля никулинской удостоился Андрей Носков, режиссер комедии «Клоун это я!».
«Я вернусь в Санкт-Петербург с кусочком Смоленска, - признался актер Вадим Журавлев, чье мастерство украсило фильм Носкова. Теперь у нас появился прекрасный стимул работать дальше и создавать хорошие, добрые фильмы».
Лучшие продюсеры, которые доказали свое право на приз имени мецената Марии Тенишевой, приложили руку к созданию короткометражной ленты Данилы Козловского «Покупай».
Самый народный приз, учрежденный в честь народной артистки СССР Людмилы Касаткиной, определяет зрительское голосование. В этом году смоляне проголосовали сердцем за картину Игоря Копылова «Небо».
Призом имени Юрия Гагарина поощрена картина Татьяны Колгановой «Синдром отложенного счастья» как лучший «Дебют» года.
«Юрий Алексеевич первый человек, покоривший космическое пространство, - делится своей радостью со смолянами актриса режиссер. Я же, сняв дебютный фильм, совершила свой первый выход в кинематографический Космос. Безумно горда, что мой первенец настолько высоко оценен!»
Всем известно, что самое большое количество фильмов снимается в Болливуде. На третьем месте Голливуд. Тогда какая же страна занимает промежуточную позицию в тройке лидеров? Нигерия! Говорят, что смета многих нигерийский лент не превышает 1 тыс. долларов, принцип съемки называется van tausend movie. Любое искусство это всегда автор и зритель. Как они встречаются, неважно. Главное, что они встретились сегодня в Смоленске!
На закрытии фестиваля была вручена еще одна награда, свидетельствующая об изменении статуса кинофорума в Смоленске. Организаторы проекта высоко оценили представленную в международной панораме ленту индийского режиссера Рааджа Раджешварана «Треугольник».
«Треугольник» - мой первый фильм, который я показываю в Смоленске. Спасибо за теплый прием», - поблагодарил смолян кинематографист, получивший специальный приз «Золотого Феникса».
«Бриллиант земли русской Смоленск достоин быть городом, который докажет значимость ставшего международным кинофорума, - заявил народный артист России Всеволод Шиловский. - «Золотой Феникс» приоткроет двери Франции, Германии, Италии! Это будет, я верю!»
P.S.
Специальным призом Гильдии кинорежиссеров России отмечен светлый, трогательный и чистый, предназначенный для семейного просмотра фильм Александра Галибина «Маруся Foreva!»
«Золотой Феникс» дорог мне, - сказал в видео-обращении Александр. Это фестиваль, на котором я получил свою самую первую награду за режиссуру, и она согрела мое сердце. И совершенно особое чувство, когда коллеги поощрили твой труд!»
Анастасия Петракова
Фото Никиты Ионова