Юрий СЫНКИН: «Мы еще в самом начале пути»
- Юрий Константинович, только честно: жить стало лучше? Жить стало веселей?
- Для проектов такого масштаба, как национальные, полгода - это не срок. Можно сказать, мы пока имеем на руках новорожденного, которому еще расти и развиваться. Так что оргвыводы делать просто рано.
- Но наверняка ведь на дюжину-другую грабель уже успели наступить, блинов накомкать - мы ж без этого никак жить не можем…
- К счастью, пока обходится без грабель и блинов. Есть, конечно, шероховатости, неувязки, но не критичные.
- Например?
- Например, ситуация с медработниками. Выделили только три категории врачей, которые будут получать 10-тысячную надбавку: участковых терапевтов, участковых педиатров и врачей общей практики. И медсестер, которые работают с этими специалистами. Разумеется, появилась некая социальная напряженность, но нам удалось удержать ситуацию под контролем.
- Да, а кстати: кто вообще принимал решение? Откуда такая избирательность? Почему не стоматологи, положим, или рентгенологи, хирурги? Или они у нас так замечательно живут, сидят, есть не просят?
- Решение принимал президент. А почему именно эти категории, сейчас объясню. Когда человек приходит в больницу с недомоганием, к кому он в первую очередь идет? К участковому терапевту. Кого вы вызываете на дом? Участкового. И только после осмотра он направляет вас к узкому специалисту. Я не хочу сказать, что у тех же онкологов или фтизиатров маленькая нагрузка, но на участковых и врачей общей практики ложится самая первая, ответственная и более объемная работа. На участках же живут сотни, тысячи человек. Скрывать не буду: у нас были опасения, что из-за этой дифференциации в оплате труда хирург, положим, не будет выходить к операционному столу, а окулист перестанет лечить зрение. Но, как видите, жизнь продолжается, больных по-прежнему принимают… Потому что люди преданы своей профессии.
- На одной преданности далеко не уедешь. Кушать-то все равно хочется, и кушать хорошо.
- Кушать хочется, я понимаю. Но вы посмотрите: у нас ведь очень мало медиков, которые меняют профессию. Значит, не только деньги людей держат. Я не спорю: есть категории медработников, у которых не очень высокая плата. Но ведь уж не нищенское же существование они влачат… И конкурс в медакадемию остается одним из самых высоких по области. Тоже показатель, согласитесь.
- Когда все это начиналось, злые языки утверждали, что руководство лечебных учреждений начало набирать дополнительных участковых, чтобы снизить уровень нагрузки и под этим соусом не добавлять к зарплате те самые десять тысяч.
- Были такие слухи, и вы правильно сказали: «злые языки». Потому что на самом деле все происходило с точностью до наоборот. Есть совершенно точные требования: сколько человек должно проживать на участке, обслуживаемом одним врачом и одной медсестрой. Нам, наоборот, пришлось укрупнять участки, и особенно педиатрические. Мы представляем данные в министерство: вот терапевт Петр Иванович, на его участке столько-то человек. Если людей меньше, то он эту надбавку не получает. Показательная ситуация сложилась в ЦРБ Смоленского района: там есть врачи общей практики, так называемые семейные врачи. По сути, те же участковые. Чтобы получить надбавку, учреждение должно обязательно пройти лицензирование на право заниматься именно общей практикой. А механизм лицензирования к моменту запуска нацпроекта «Здоровье» разработан не был. И они несколько месяцев дополнительные десять тысяч не получали. И такое положение дел было характерно для нескольких районов.
- Значит, без граблей не обошлось.
- Но все же ситуацию достаточно быстро решили. Разработали механизм, привели в соответствие с законом, люди получают деньги. Я уже говорил: национальные проекты - это гигантские по масштабам изменения, предусмотреть абсолютно все фактически невозможно.
- Если переводить планов громадье из надзвездных сфер в плоскость практическую: чем хорошим аукнется Марии Петровне с Покровки или Василию Алибабаевичу из Починковского района нацпроект «Здоровье»? Какие изменения рядовые граждане смогут ощутить на себе уже сейчас?
- С первого июля началась дополнительная диспансеризация населения. Сейчас осмотр проходят те категории, которые больше всего контактируют с людьми: в первую очередь сами медики, педагоги, продавцы. Плюс работающие на вредных производствах. Не за горами иммунизация. Далее, родовые сертификаты. Будущие мамы смогут выбрать больницу, где они хотят рожать. И врачи сами заинтересованы в том, чтобы выбирали именно их лечебное учреждение: ведь в случае хороших, удачных родов часть средств от сертификата идет клинике, часть - персоналу. А для того, чтобы роженицы просились именно к ним, нужно качественно работать, зарабатывать репутацию. Для врача и медсестер это дополнительный заработок, для учреждения - возможность сделать ремонт, закупить современное оборудование и таким образом стать, с позволения сказать, еще более конкурентоспособней. Ведь не секрет, что в области отнюдь не у всех районов есть возможность финансировать больницы в той степени, в какой они этого заслуживают. Дай Бог за коммуналку расплатиться, закупить необходимые медикаменты… Вот в Сафонове, например, глава района Вячеслав Балалаев очень серьезно относится к проблеме медицинского обслуживания. Каждый раз, как к ним приезжаешь, он что-то новое показывает: то родильный блок отремонтировали, то аппаратуру новую купили. В Вязьме хорошая ситуация, в Гагарине, в Ярцеве… Но это в крупных, достаточно богатых районах. А в других положение куда хуже. Вот именно за счет нацпроекта «Здоровье» у нас появится возможность оснастить районы добротным диагностическим оборудованием, службы «скорой помощи» укомплектовать транспортом и опять же спецоборудованием.
- А включает в себя нацпроект решение таких совсем уж земных вещей, как элементарный ремонт больниц? Я про районы молчу - в Смоленске в некоторые отделения входишь, и жутко становится: стены ободранные, на полу черт знает что, потолки в разводах. Иногда в голове не укладывается: как вообще в таких условиях не просто работать, а больных принимать?
- Ремонт больниц по закону уже на совести муниципальных, а не областных властей. Но мы стимулируем процесс: в этом году область получит на 126 миллионов оборудования. Потребность, заметьте, больше раза в три. Мы будем удовлетворять заявки тех больниц, которые подготовят условия для приема того же рентгеновского аппарата. То есть в помещениях должен быть сделан ремонт. В последующих годах по этому же принципу оснастим и остальные учреждения: привели в порядок помещение - получайте технику.
- Все равно не могу отделаться от стойкого ощущения, что нацпроекты - и «Здоровье» в том числе - это какая-то странная и немного неуклюжая попытка старый засохший пирог нынешней системы здравоохранения украсить свежими розочками из крема. Конечно, диспансеризация, иммунизация, новые «скорые» - это все хорошо, важно и нужно. Но когда приходишь в поликлинику, там тебе говорят: вот, пожалуйста, очередь, ждите. Не хотите пользоваться благами бесплатной медицины? Бога ради, платите 200 рублей за платный прием без очереди. Правда, квиточек мы вам не дадим, а вы напишите заявление: мол, жертвую на нужды больницы… Это же уродливая система. Ну давайте тогда честно разграничим: налево быстро, но за деньги, направо - куковать в очередях.
- Во-первых, альтернативная система платного обслуживания в ряде больниц уже существует. А то явление, о котором вы говорите - когда деньги учитываются не через кассу, а через сомнительного вида «заявления о пожертвованиях», - мы скоро изживем. А во-вторых, есть ряд коммерческих клиник - тот же центр охраны зрения «Губернский», тот же «Уромед», сеть частных стоматологий… Выбор есть.
- Я сейчас задам вообще наивно-идиотский вопрос. Вот есть у меня полис. Ежемесячно с моей зарплаты отчисляют в ФОМС за право воспользоваться услугами докторов. То есть бесплатной медицины-то по сути не существует… Так почему, спрашивается, я должен еще и в очередях сидеть? Да еще потом оставаться недовольным, что врач за две минуты меня послушал, дал рецепт на аспирин в зубы - и катись колбаской… Может, все-таки с этого надо было начинать?
- С очередями проблема объясняется, увы, слишком просто: недоукомлектованность медперсоналом лечебных учреждений, с одной стороны, общее состояние здоровья населения. Но поймите: например, те же самые 10 тысяч доплаты терапевтам и педиатрам - это как раз и есть один из механизмов ликвидации очередей и повышения качества обслуживания. Врач своим кошельком заинтересован в том, чтобы качественно обслужить пациента, чтобы у людей не было к доктору претензий. Потому что если остались вы недовольны приемом - будь то в очереди долго просидели или считаете, что к вам невнимательно отнеслись, то можно идти жаловаться руководству. А это за собой влечет вопрос о доверии к врачу - заслуженно ли он получает деньги. Вот стимул, и стимул сильный. В третий раз повторюсь: и Москва не сразу строилась, и областное здравоохранение в ходе реализации нацпроекта рано или поздно станет сбалансированной, самодостаточной и социально ориентированной системой.
- Юрий Константинович, теперь поговорим об образовании. Какие блага свалятся на наших педагогов и учеников? Я вот, например, знаю, что учителям тоже ввели доплату. Правда, на порядок меньше, чем медикам.
- Это так. Классный руководитель начинает получать ежемесячную доплату в тысячу рублей, если у него в классе 25 детей и более. Если же меньше - то и сумма пропорционально уменьшается в зависимости от количества учащихся. Причем изначально, в первом варианте положения о доплатах за классное руководство сельские школы уровняли с городскими. А теперь давайте вспомним - какая сельская школа может похвастаться тем, что у нее в каждом классе более 25 детей? Очень немногие, если не сказать - единицы. В глубинке есть классы, в которых по три человека, по два, даже по одному… К счастью, в правительстве вовремя заметили такую дифференциацию и для сельских школ установили более низкий порог доплаты: 13 детей.
- И снова вопрос об избирательности: почему надбавку установили только за классное руководство? Почему не прибавили географам, историкам, учителям физкультуры?
- А вы посмотрите - что у нас творится с воспитательным процессом в школах… Не с образовательным, а именно с воспитательным. Последние лет пятнадцать школы у нас занимались только тем, что давали необходимый базис знаний, пригодный для поступления в вуз или колледж. И все! Воспитательной же работы фактически не велось. Я оговорюсь: речь идет о явлении в целом, потому что есть школы, в которых картина очень хорошая, но они, увы, являются больше исключением из правила. Так вот именно эта прибавка и должна простимулировать педагогов заниматься с детьми не только процессом обучения, но и вопросами воспитания. Да, классные руководители и раньше вели документацию, личные дела, дневниками занимались, оргработой какой-то… Но это все-таки было некоей подменой понятий, имитацией, что ли… И оплачивалась эта работа, положа руку на сердце, отнюдь не самым достойным образом.
- Воспитание - понятие растяжимое. На классных руководителей хотят повесить ответственность, что у них вырос не пай-мальчик, а малолетний преступник?
- Ну почему растяжимое? Вот, например, конкретный факт: в области растет количество призывников, уклоняющихся от службы в армии. Вспомните - лет двадцать назад на человека, не служившего в армии, смотрели как на увечного.
- Так и армия изменилась, и не в лучшую сторону.
- Спорить не буду. Тем не менее институт элементарного патриотического воспитания у нас фактически сошел на нет. И это в Смоленской области, с богатейшей историей! У нас многие ученики даже не подозревают, на какой героической земле они родились и живут. Далее. Что касается ответственности классных руководителей за малолетних преступников. Разумеется, один педагог не сможет «слепить» из ребенка будущего добросовестного члена общества. Здесь много факторов - и семья, и социальная среда. Но педагог обязан ощущать свою долю ответственности за воспитание детей, я в этом уверен. И это как раз одна из целей нацпроекта «Образование». Хороший классный руководитель должен жить жизнью своих воспитанников. Вплоть до того, чтобы посмотрел: ага, ребенок, положим, обрился налысо. И сразу задался вопросом - а не попал ли он под влияние какой-нибудь организации? Или, может, ему романтика уголовного мира вдруг начала нравиться?
- Давайте смоделируем ситуацию. Вот есть педагог Марь Иванна с 15-летним стажем работы. Вы правда верите, что, получив тысячную надбавку, у нее тут же откроются чакры, и она бросится активно заниматься патриотическим воспитанием детей, волноваться, чтобы они в дурную компанию не попали, ночей не спать? Что, человек с такой профессиональной и жизненной инерцией перестроит свою работу на корню?
- Я бы не стал так утрировать. Институт классного руководства уже существует у нас десятки лет, и есть масса хороших наработок. А сейчас мы говорим о выводе его на новый уровень. И доплата, повторюсь, это стимул. Ведь если директор или родители останутся недовольны, учителя могут просто отстранить от классного руководства, и деньги он потеряет. Если у тебя в классе бардак, половина детей уроки прогуливает, хулиганят - какое тут может быть поощрение? А тысяча, согласитесь, весомая добавка к окладу педагога.
- В рамках «Образования», как было заявлено, некоторые школы должны получить по миллиону рублей.
- И получат. Причем уже названо 19 конкретных школ. (См. схему внизу страницы. - Прим. ред.). Педагоги и коллективы предоставили свои инновационные образовательные проекты, экспертная комиссия отобрала лучших. Ко Дню учителя на счета этих учреждений будут перечислены средства, которые пойдут на улучшение качества образовательного и воспитательного процесса, на обновление материальной базы, поощрения педагогам и так далее.
- Ну хорошо. Еще один аспект образовательной проблемы: кадры. Не секрет, что в лучшем случае только половина выпускников педуниверситета идет работать в школу. Хотя, по-моему, и того меньше.
- Это тоже предусмотрено в национальном проекте. Вот, например, та же доплата классным руководителям - это один из шагов, призванных сделать профессию более оплачиваемой, престижной. Вы вспомните - много лет назад была проблема с учителями начальных классов. Потому что ставки по зарплате были низкие. Подняли - и сегодня на этот факультет конкурс стал такой же, как на факультет иностранных языков. И мы будем идти этим путем, постепенно вводить прогрессивную систему оплаты, стимулировать педагогов.