Смоленск, внимание! Мотор!
Григорий ПЕРНАВСКИЙ
В эти дни в области, в Новоспасском, экранизируют роман Ивана Гончарова «Обрыв». А какие еще фильмы снимали в нашей области?
ВЕРОЯТНО, самый первый «художественный» фильм в Смоленске был снят в годы оккупации. Немцы сделали в нашем городе пропагандистский русскоязычный фильм «Образцовый полицейский», который рассказывал о местной службе охраны порядка.
ПРИМЕРНО с середины 60-х годов, когда наш город был отстроен после Великой Отечественной, на Смоленск обратили внимание московские кинематографисты. Причин тому было несколько: запоминающиеся пейзажи, живописные руины, которые можно было снимать в военных фильмах, а главное - относительная близость от столицы. Что интересно, только в одном фильме Смоленск сыграл сам себя.
Первым фильмом, снятым в Смоленске, стал «Я родом из детства», рассказывающий о трудной жизни в городе, недавно освобожденном от оккупации. Одну из ролей в нем сыграл молодой и мало кому известный в середине 60-х годов актер Владимир Высоцкий. В фильме есть сцена казни полицаев, которую снимали на площадке у башни Веселуха. Но на самом деле в Смоленске полицаев вешали на Колхозной площади.
ПРИМЕРНО в те же годы великий советский режиссер Сергей Бондарчук снимал фильм «Война и мир». В нем есть сцена пожара в Смоленске в 1812 году, но в самом городе съемки не проводились. Зато почти все батальные сцены снимались в основном в районах Смоленской области.
ГОДУ в 1976-м в городе развернулись работы по созданию, наверное, одного из самых знаменитых фильмов брежневской эпохи. Евгений Матвеев снимал картину «Судьба» по роману Петра Проскурина. Это как раз тот самый фильм, в котором Смоленск играл сам себя. Правда, только в одной сцене. Герою Матвеева Захару Дерюгину, сидящему на ступенях лестницы Успенского собора, рассказывают об осаде Смоленска в начале XVII века. В воображении солдата рисуется мощная сцена взрыва собора - заметим, современного. Матвеев задействовал все, что мог: «немцы» позировали на фоне разрушенного здания мельницы (оно простояло до осени 2002-го на Трамвайном проезде), разъезжали на мотоциклах по улице Большая Советская. «Танковые сражения», изрядно напугавшие дачников, развернулись в районе Миловидова. В общем, Евгения Матвеева у нас запомнили надолго. Кстати, режиссер позднее еще раз вернулся к истории Смоленска: в фильме «Особо важное задание» название города снова не упоминается, но речь идет именно об эвакуации 35-го завода в Куйбышев - это и есть Смоленский авиазавод.
В НАЧАЛЕ 80-х годов огромной популярностью в стране пользовался фильм «Сыщик», рассказывавший о приключениях молодого сержанта милиции. Смоленск был одной из площадок, задействованных в съемках этой картины. Так получилось, что смоленская крепость «сыграла» только в этом фильме, но зато как! Юному милиционеру снится страшный сон, в котором он в одиночку уничтожает жуткую банду, а ее штаб как раз прячется в одной из крепостных башен. Есть в «Сыщике» и смешная сцена, в которой бандиту - герою Леонида Ярмольника (это его первая роль) - водитель «Запорожца» перерезает провода на мотоцикле. Эта сцена была снята на непроезжей части улицы Ленина, у детской библиотеки.
СЛЕДУЮЩИМ фильмом, в съемках которого был задействован Смоленск, стала комедия «Отцы и деды». В ней играли Анатолий Папанов и Владимир Смирнитский. Вероятно, для картины, рассказывающей о конфликте поколений, нужен был какой-то непримелькавшийся пейзаж. Его кинематографисты и нашли у нас.
В 1987 ГОДУ в Смоленске одновременно снимали два фильма. Иосиф Хейфец экранизировал повесть Бориса Васильева «Вы чье, старичье?». У нас была снята только одна сцена - стройотряды, проходящие через здание вокзала. Для съемок «мобилизовали» почти всех старшеклассников в городе (в том числе и автора этой заметки), заставили одеться во всякий брезентовый хлам. После часового ожидания на перроне нас построили в две большие группы и приказали двигаться потоком мимо спуска в подземный переход. На нашем фоне снимали какой-то диалог. Кажется, все ограничилось одним дублем. Всем участникам массовки заплатили по три рубля - довольно внушительные деньги по тем временам.
В те же дни в районе улицы Реввоенсовета снимался фильм о гражданской войне «Жил-был Шишлов». В нем принимали участия ребята, умевшие держаться в седле. Им платили уже 25 рублей за съемочный день, а главное - освободили от школьных занятий.
В КУЛЬТОВОМ сериале «Противостояние» в Смоленске разворачивается действие целой серии. Злодей Кротов соблазняет здесь женщин, грабит ювелирный магазин, убивает свою родственницу и уходит, до поры до времени безнаказанным. На самом деле съемочная группа в Смоленск не приезжала. Все городские пейзажи были взяты из видового фильма. Кроме того, в игровой сцене появляется чешский трамвай марки «ЧКД». Таких у нас отродясь не было. Номера телефонов, которые называют герои, - шестизначные. В Смоленске же в начале 80-х были пятизначные номера. Такие ляпы режут глаз даже теперь, а тогда было очень обидно: могли бы и приехать.
ВСКОРЕ рухнул Советский Союз, а с ним в прошлое ушло и богатое советское кино. Про Смоленск на долгие годы забыли. Было разрушено здание мельничного комбината, угроблена система областного кинопроката, потеряны многие кинотеатры. Только недавно о Смоленске снова вспомнили: зимой 2003 - 2004 годов в городе снимались сцены для телесериала «Курсанты». Дело в том, что в районе улиц Маршала Жукова и Реввоенсовета сохранился уникальный комплекс военных зданий, построенный еще в середине 30-х годов. Ему была отведена роль Саратовского артиллерийско-минометного училища. Довелось играть в кино и старому смоленскому мосту. С него, по сюжету фильма, падает машина. Сцену снимали через фильтры при дневном свете. Поэтому она получилась мутноватой. К сожалению, а может быть, к счастью, съемочная группа работала небрежно. Поэтому в кадр регулярно попадала и крепостная стена, которой в Самаре вообще-то нет.