В Смоленске подведены итоги ежегодного областного конкурса «Учитель года»
Традиционный смотр педагогического мастерства собрал в стенах одной из старейших школ Смоленска - средней школы № 26 имени Пушкина - лучших в профессии. Девятнадцать участников, многие из которых являются победителями районных конкурсов, - хороший показатель. Такого представительства не было в последние годы, и это свидетельствует о возвращении уважения к учительскому труду. Чутко воспринимая перемену общественного настроения, педагоги с гордостью начинают демонстрировать свои передовые наработки, обмениваться опытом и соревноваться в профессиональном мастерстве.
Конкурс состоит из нескольких этапов. Сначала соревнуются в районах, потом - на уровне области. Учителя представляют отчет о собственном методическом опыте и проводят открытый урок.
- Открытый урок - это наиболее сложный, ответственный и интересный этап конкурса, - рассказывает Александр Петрович Алексеев, директор школы № 26. - На протяжении семи лет подряд в качестве места проведения открытых уроков профильный областной департамент выбирает наше учебное заведение.
Высокая честь быть базовой школой оборачивается тем, что учителя 26-й не могут сами принимать участие в состязании (чтобы не обвинили в неравенстве условий с другими конкурсантами). Имеются и серьезные организационные проблемы: необходимо скорректировать расписание, подготовить классы, в которых пройдут конкурсные уроки, и т. д. Но все это несравнимо с теми плюсами, которые дает учителям этой школы проведение конкурса на собственной площадке.
- Да, для нас это, с одной стороны, большая нагрузка, - продолжает Александр Петрович, - но с другой - уникальный шанс познакомиться с новым педагогическим опытом, ведь на открытых уроках конкурсантов присутствуют учителя-предметники из нашей школы. Общение с коллегами, повышение квалификации и мастерства искупают все организационные издержки, связанные с проведением конкурса. Причем общение идет двустороннее - наши педагоги не только учатся, но и часто советуют своим коллегам, подсказывают им, как лучше поработать с классом, на что обратить внимание. Есть примеры, когда встреча учителей на этом конкурсе перерастает в многолетнее профессиональное общение, дружбу.
В нынешнем году наибольшее количество участников конкурса было представлено историками. Учителя начальной школы традиционно активно принимают участие, но в этот раз участвовали и педагоги «редких» на конкурсе предметов - например физкультуры, технологии. Естественно, преобладают женщины. Среди них много молодых педагогов.
С одной из них нам удалось побеседовать. Знакомьтесь, Олеся Алексеевна Гвоздецкая из Воргинской средней школы Ершичского района: «Участвовала сначала в районном конкурсе, затем в областном. Это необходимо мне для повышения квалификации, профессионального роста. Очень понравились дети 26-й школы! Они активные, заинтересованные. Мне нравится моя работа, я ее по-настоящему люблю».
Олеся Алексеевна, закончив открытый урок, была буквально «выжата» - такова плата за настоящее педагогическое мастерство. И тем не менее она счастлива - то ли потому, что переживания позади, то ли потому, что выбрала лучшую для себя профессию…
***
Нынешний «Учитель года» Сергей Александрович Жойкин преподает историю в Смоленском педагогическом лицее имени Кирилла и Мефодия. Это один из тех педагогов, кто искренне увлечен своей профессией.
- Участие в конкурсе - это не только мое личное решение, - рассказывает победитель. - Предварительно были курсы повышения квалификации в областном институте усовершенствования учителей. По их результатам я был рекомендован к участию в конкурсе.
Сергею Жойкину 25 лет. Он выпускник педагогического университета, до этого учился в педлицее. Наставниками, которые повлияли на выбор пути, он называет Дмитрия Николаевича Кубракова, учителя истории, и Ларису Ивановну Бороденкову, преподавателя русского языка и литературы. Именно эти люди привили Жойкину любовь к профессии учителя.
- В нынешнем году конкурс «Учитель года» был сопряжен с конкурсом, проводившимся в рамках национального проекта, - продолжает Сергей Александрович. - Пришлось готовить много документов. Это нелегко, однако мне удалось - в конкурсе по нацпроекту я оказался победителем.
На конкурс «Учитель года» надо было представить дополнительную папку документов, обобщающих личный педагогический опыт, а также провести «творческую мастерскую» на базе одного из классов 26-й средней школы. В своей работе я использую методику, которая называется «Формирование социально активной и креативно мыслящей личности средствами технологии социального проектирования». Она не нова, появилась в 20-е годы прошлого века, но была отвергнута из-за перегибов с ее повсеместным введением. Теперь она возвращается - уже на новом этапе развития педагогической мысли.
Следующий этап в педагогической карьере Сергея Александровича Жойкина - участие в общенациональном конкурсе «Учитель года», где он будет представлять Смоленскую область.
Павел ФИЛИППОВ.