В КВЦ можно увидеть старинные изображения смоленских городов

Спустя два столетия вернулись на родину. В Культурно-выставочном центре имени Тенишевых в Смоленске открылась уникальная выставка редких литографий, рисунков, акварелей и живописных полотен. Вяземский художник и краевед Владимир Чайка экспонирует часть своего собрания старинных изображений Смоленщины, которое позволяет увидеть, какими раньше были города губернии.
Рисунки, гравюры и даже выжига гвоздём, на которых узнаются храмы и улицы городов Смоленской губернии. На литографиях запечатлены дорогобужские крестьяне. Можно рассмотреть священника, старика, который несет грибы, трактирщицу с самоваром. Их автор, художник из Германии Вильгельм Бейер, много лет провел в имении Барышниковых Алексино, зарисовывая помещичий быт и повседневную жизнь простых русских людей. -
Владимир Чайка, коллекционер, краевед, художник:
"С удивительной точностью разработаны типы, характеристики, представлены все сословия. То есть это своеобразная энциклопедия народной жизни XIX века". -
С пристрастием Владимир Чайка собирает изображения родной Вязьмы. Он обладатель огромной коллекции дореволюционных фото города и сам любит воссоздавать на холсте утраченные вяземские уголки. Потому с особым интересом разыскивает старые изображения в цвете.
В его коллекции много рисунков, созданных в годы оккупации. Владимиру посчастливилось обнаружить вид на Троицкий собор на закате, написанный русским художником. Он работал в Вязьме в 1942 году, но о его творчестве стало известно только сейчас, однако обнаружено сразу три картины. -
Владимир Чайка, краевед, художник:
"Вот только мы видим фамилию - Каменцев. Мы даже не знаем, как звали - "В. Каменцев". Таким образом, коллекционирование возвращает нам и имена. Не только вид, не только внешний облик наших городов, но и имена старых художников". -
Напротив - самое раннее из известных изображений Вязьмы. Раскрашенная акварелью литография была создана английским художником Томасом Джеймсом в 1826 году. Аналогичные изображения хранятся лишь в двух федеральных музеях. -
Владимир Чайка, краевед, художник:
"Мы видим объекты на ней, которые больше не повторяются, и мы нигде не можем их больше увидеть. Это деревянный Фроловский мост и деревянная водяная мельница в самом центре города!" -
Владимир Чайка отмечает, что большинство из представленных на выставке работ возвращены из дальних стран им на родину - к месту создания. И это первая попытка показать визуальную историю Смоленщины за два столетия. Увидеть уникальную коллекцию смоляне могут до 5 декабря.