Виктор Деренковский: «Региональную власть свергать не собираюсь»
Наш собеседник - не частый гость в смоленских СМИ. При этом, разного рода слухов вокруг его персоны ходит немало. Smolensk-i.ru продолжает цикл политических интервью беседой с депутатом Государственной Думы Виктором Деренковским.
- Виктор Яковлевич, какое влияние, на ваш взгляд, окажут приближающиеся выборы на обстановку в стране и в нашем регионе?
- Думаю, что никакого нарастания социальной напряженности в выборный год не будет. Активность политических партий станет заметнее, а политическое противостояние острее. «Чёрный» ПИАР начнет свою жатву с середины лета. Но это не признаки роста социальной напряженности. Так что ничего сверхъестественного не произойдёт. Наиболее влиятельная партия одержит победу над своими соперниками, образно говоря, ещё до выборов. Не один день и не один год партии завоёвывают признание избирателей. Конкретные дела и программы - вот что нужно партиям для победы на выборах. Но не все партии могут продемонстрировать избирателям свои результаты. Будут публичные претензии к «Единой России». Её станут обвинять во всех смертных грехах, особенно в том, к чему она непричастна.
Большинство мест в Государственной Думе и в региональных Думах займут депутаты от «Единой России». В этом сомневаться не приходится. «Единая Россия» останется партией парламентского большинства. Персональный состав новой Государственной Думы изменится, но не сильно. Руководители, т.е. Председатель Государственной Думы и его заместители, надеюсь, останутся прежние. Значит, коренным образом в Думе ничего не изменится. Больше внимания станут обращать на вопросы улучшения жизни населения и заботе о населении. Такая политика, свойственная предвыборному периоду, сохранится и после выборов.
Смоленская областная Дума, по моему мнению, тоже не претерпит больших изменений. Так что никаких неожиданностей и сюрпризов ждать не стоит. Конечно, даже небольшой скандал в предвыборный период и в период выборов принимает более экспрессивную окраску, становится сразу заметным для публики. Наверное, у каждой партии припасены заготовки для такого рода скандалов.
- Не могу не задать вопрос, последнее время ставший актуальным для многих регионов, да и (стоит ли делать вид, что ничего не происходит!) для Смоленской области – я о сложностях, возникающих в отношениях между мэрами областных столиц и главами субъектов. Мэры далеко не всегда хотят учитывать, что в области существуют дотационные районы, и там люди тоже хотят кушать, получать зарплаты и надбавки. Кроме того, за промахи в работе мэров федеральный центр все равно спрашивает с губернаторов. Попытка внести изменение в закон с тем, чтобы позволить губернаторам как-то влиять на процесс смены мэров, в Госдуме была, но успехом она не увенчалась. Как вы считаете, такой закон нужен?
- Законопроект, предусматривающий назначение мэров, если даже он будет принят, по существу ничего не изменит во взаимоотношениях областных руководителей, т.е. в отношениях мэров и губернаторов. На самом деле речь идет не о способе получения должности мэра, а об отстранение мэров от должности, о подчиненности и соподчиненности мэра главному руководителю области, об иерархии власти в регионе. Так вот эту проблему и нужно решать, а не подменять её надуманной проблемой – выборы или назначение? Потому что «назначенный» мэр, приступив к исполнению своих обязанностей, окажется в тех же условиях, в которых был и мэр «избранный». Условия работы и функции мэра не изменятся. Чем будет отличаться ситуация с принятием нового закона от той, в которой сегодня находится мэр региональной столицы или районного центра? Тот, кто понимает, в чём суть конфликтов, тот понимает и где лежит яблоко раздора. Что, нужно, чтобы мэр стал менее инициативным? И не отстаивал свою точку зрения, опасаясь того, что его могут снять с должности за проявленную строптивость. Разве этого мы добиваемся? Конфликт, или вернее, коллизия заключается не в этом. Во многих регионах «столичный» город приносит в областной бюджет денег намного больше, чем остальная часть области. И, естественно, что мэры хотели бы тратить эти деньги на нужды города, а не области. Их желание справедливо. Как решить эту проблему и есть ли у неё решение? Думаю, есть. Например, определить долю средств, которую город должен вносить в областной бюджет и какую часть оставлять на свои нужды. Согласовать эти условия и больше не возвращаться к трудной теме, и не плодить разногласий. Второе приемлемое решение – это назначать одного из заместителей губернатора мэром, освободив его от исполнения других функций. Даст ли это возможность избежать тех неприглядных историй, которые вызывают необходимость менять законодательство из-за ссоры Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем? Не лучше ли и Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича обязать строго соблюдать существующее законодательство? Я не встречал официального документа, в котором бы было написано, что избранный мэр региональной столицы не подчинён администрации области. Что ранг мэра, занявшего этот пост путём народного избрания, выше ранга Главы Администрации региона, назначенного Президентом и утверждённого областной Думой. За регион в целом, за его развитие, включая и региональную «столицу», отвечает Глава Администрации и перед населением, и перед Президентом. Поэтому мэр не может быть не подчинен Главе Администрации. Это подчинение, на мой взгляд, нужно прописать в Уставе области и в Уставе «столичного» города, четко определив функции руководителей субъектов, независимо от того избраны они или назначены. В Уставе должны быть прописаны условия, при которых мэр может быть отстранён от должности, и кто из вышестоящих лиц это может сделать. Обвинение в коррупции или в превышении полномочий, как единственные причины отстранения мэра от должности, впрочем, как и губернатора, являются слишком либеральными для Российских условий. Нарушение моральных принципов, порой, наносит не меньший вред обществу, чем отдельное уголовное преступление, не дай бог, совершённое мэром или губернатором.
- Ваше отношение к опыту Санкт-Петербурга, где Валентина Матвиенко не стала возглавлять список «Единой России»?
- Это не прецедент и не пример к действию или подражанию. К этому надо отнестись как к обычному явлению, а не как к чрезвычайному событию. Это не урок мужества или начало открытого противостояния власти. Разве возглавлять список «Единой России» - обязанность Губернаторов? Рассчитывать, что все губернаторы будут возглавлять региональные списки «Единой России» не стоит. В этом, просто, нет необходимости. Не все губернаторы «достойны» того, чтобы возглавить партийный список «Единой России» в своём регионе, не все губернаторы являются членами партии «Единая Россия». Есть сочувствующие, есть сторонники, но, наверное, есть и противники, являющиеся членами других партий. Пусть губернаторы сами решают, возглавлять ли им региональные списки или нет. Сейчас в России много политических партий, все они конституционны, т.е. разрешены. Так что, тот или иной губернатор может предпочесть «Единой России» иную партию или оставаться беспартийным. Таково моё мнение.
- А вообще, каковы, на ваш взгляд, перспективы практики партийных «паровозов»?
- Предполагаю, что через несколько лет вопрос «губернаторов-паравозов», как вы его называете, исчезнет не только сам по себе, но и законодательно. Практика «провода» в Думу «не избираемых» депутатов, достойна осуждения по моральным соображениям. Формально, никакого нарушения законодательства в этом нет, но моральная сторона выглядит уязвимо. Подобное можно трактовать как использование административного ресурса, как условную подтасовку избирательных прав граждан. Впрочем, граждане это так и трактуют. Наше законодательство запрещает одновременно занимать две должности - быть губернатором и депутатом Федерального Собрания. Тогда зачем включать губернатора в список кандидатов, зная, что он не сменяет пост губернатора на звание депутата, даже в том случае, если выиграет выборы? Его депутатское место займёт «списочник», которого избиратели никогда бы не избрали ни в один орган власти. Такая практика - только этап на пути развития демократии и становления избирательной системы. В перспективе такой избирательный прием станет ненужным. Избиратели, будут голосовать против губернаторов, деятельность которых они не одобряют. Партии, воспользовавшиеся таким приёмом, потеряют много голосов избирателей лишь из-за одного «администратора», поставленного в партийный список. Со временем, граждане страны будут иначе, более ответственно, относиться к своему избирательному праву и не будут голосовать за партию, использующую столь примитивный избирательный прием, пусть и незапрещённый законодательно. Правда, речь идёт не только о губернаторах. Все партии стремятся внести в свои списки людей известных, уважаемых в народе, чтобы их именами привлечь на свою сторону избирателей.
- Ваше отношение к выборам по партийным спискам?
- Я ничего не имею против выборов по партийным спискам. Моё основное требование к любым видам выборов, чтобы они были честными и чтобы избирательные системы исключали возможность использования каких либо уловок и недостойных приемов, сравнимых с ухищрениями. Поэтому систему выборов по партийным спискам нужно совершенствовать в сторону справедливости, в сторону усиления её демократичности. Нужно время, чтобы отработать более справедливый механизм, в общем-то, оправданной системы. «Запорожец» такой же автомобиль, как и «Мерседес». Но предпочтение мы отдаем более совершенной модели. Чтобы скорее определить лучшие стороны такой избирательной системы, её следует применять и на выборах региональных, без всяких «смешанных» конструкций, но и без использования административных рычагов. В Конституции Российской Федерации парламенты именуются «Законодательные (представительные) органы …». Об этом не нужно забывать. Достаточно посмотреть, как и из кого формируется Совет Федерации, чтобы понять, что возможности совершенствования избирательной системы велики. За долгий Советский период народы России не имели возможности стать и быть политическими грамотными. Они не имели элементарного представления об иных способах практического управления, кроме диктата. Не всё получается у современных политиков, но нужно не дать скатиться к такому способу политического управления снова.
- Как вы считаете, достаточно ли сегодня у региональных властей полномочий для решения проблем регионов? Оптимально ли, на ваш взгляд, нынешнее распределение полномочий?
- Думаю, что полномочий у региональных властей предостаточно. С ответственностью дело обстоит намного хуже. Если расширения полномочий регионы активно добиваются, то об усилении ответственности скромно молчат. Имея полномочия, нужно ещё уметь их использовать, использовать не во вред, а на благо. Следует сократить полномочия регионов, потому что неоправданные полномочия ведут только к злоупотреблениям. Опасна и ситуация, когда полномочия есть, а средств на их реализацию нет. Зачем тогда регионам брать или наделять регионы невыполнимыми полномочиями? Часто теряется цель, ради которой делят полномочия. Распределить полномочия, чтобы повысить самостоятельность и ответственность регионов или для чего-то другого? Тогда нужно сказать об этих причинах и целях.
- Виктор Яковлевич, о ваших политических планах ходило немало слухов. Но вы сами на этот счет однозначно еще не высказывались...
- Собственных политических планов у меня нет. Я не собираюсь свергать региональную власть, ведь политические планы существуют для «захвата» власти. Но некоторыми мыслями на будущее поделюсь. На выборы в областную Думу не пойду: ни добровольно, ни по принуждению. И. Красновский зря приписывает мне такие стремления. Что касается Государственной Думы: Можно было бы продолжить работу депутата, но не всё зависит от моих желаний. Я не самый «лучший» партиец, а партийных кандидатов будут оценивать по партийной активности. Свой депутатский долг выполнял честно – беды и невзгоды моих избирателей всегда были и будут моей болью. Но в наших условиях очень трудно добиться справедливости. Как только вы прикасаетесь к теме защиты прав граждан, многие, особенно люди наделенные властью, ополчаются против вас. И самое грустное, что часто и простые граждане одобряют несправедливое «гонение» людей, отстаивающих свою правоту. Вот тогда по настоящему жизнь превращается в абсурд. И вместо продуктивной работы приходится отстаивать свою честь и достоинство. А у «клеветников» нет ни чести, ни достоинства, только жар злопыхательства. И людям приходится дышать этим испорченным воздухом. Смоленскую область покидать не собираюсь. У меня есть ещё несколько незаконченных дел или, вернее, прерванных. Они требуют своего завершения. Охотно буду общаться с местными журналистами. И ни упреки в сложности моих текстов, ни бойкот смоленских газет меня не пугают.
Беседовала Светлана Савенок