Холодно в квартире? Подавайте в суд!
Юлия ДЬЯКОВА
Как не платить за некачественную или отсутствующую услугу
С началом отопительного сезона, который, как известно, у нас в городе без отключек, недогревов и форс-мажоров не обходится, проблема платы за отопление становится острее.
НАДО заметить, последние несколько лет горожане стали больше разбираться в том, сколько и за что мы платим коммунальщикам. К этому их подталкивает то ли неудержимый рост тарифов на услуги, то ли сами услуги стали некачественными, а то и вовсе виртуальными. В редакцию «АиФ-Смоленск» обратился житель Смоленска Евгений Левитин и поделился своими выкладками: как не платить за некачественную или отсутствующую услугу. «Возьмем, например, отопление и порядок изменения платы за коммунальные услуги ненадлежащего качества, - говорит Евгений Борисович. - До июля 2003 года в Смоленске в коммунальной сфере не действовал Закон «О защите прав потребителей». А тем временем пункт 5 статьи 28 этого закона устанавливает неустойку в случае нарушения сроков оказания услуги в размере трех процентов за каждый день (или час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала оказания услуги. Но мало кто в городе хоть раз использовал свое право на получение неустойки, так как просто не знали об этом. Я не помню, чтобы хоть один чиновник объявил об этом во всеуслышание.
Кроме того, с июня 2006 года действует постановление Правительства РФ №307, которым утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам». В них указано, что просрочка определяется в часах. Это значит, что за каждый час просрочки должна выплачиваться неустойка в размере трех процентов от месячной суммы услуги».
ПРИМЕР 1
Если сразу после начала отопительного сезона у вас не было тепла 48 часов (первые 24 часа считаются допустимым перерывом), а сумма месячной оплаты отопления составляет 400 рублей, то неустойка будет равна:
24 часа х на 3% = 72%, то есть 288 рублей.
Отметим, что размер неустойки не должен превышать месячной суммы оплаты коммунальных услуг.
Следующие два примера относятся к перерасчету по поводу неудовлетворительного качества тепла в вашем жилье, проще говоря, недогревов. Каждый пример наглядно показывает, в каких случаях перерасчет будет достаточно ощутим для вашего семейного бюджета, а в каком случае возмещение будет настолько незначительным, что заниматься этим вопросом, возможно, и не стоит.
ПРИМЕР 2
Когда перерасчет делать стоит:
В течение пяти суток температура в квартире была 17 градусов (то есть на один градус меньше норматива). В этом случае, согласно «Правилам», размер ежемесячной платы за каждый час отклонения снижается на 0,15 процента размера платы, определенной из норматива потребления отопления за каждый градус отклонения. Если размер платы у нас составляет 400 рублей, то за пятнадцать суток - 200. Следовательно, снижение оплаты составит: 0,15% х 15 суток х 24 часа х 200 рублей = 108 рублей.
ПРИМЕР 3
Когда перерасчет делать не стоит:
Если в течение 36 часов температура была 17 градусов, то снижение оплаты составит:
0,15 х 36 х 20 рублей (оплата за 36 часов)= 1,08 рубля.
Мы попросили прокомментировать эти примеры помощника руководителя территориального управления Роспотребнадзора по Смоленской области Александра Лазаренкова.
- Примеры Евгения Борисовича совершенно верны, и Закон «О защите прав потребителя» это подтверждает, - говорит Александр Александрович. - И если у вас на руках уже имеются подписанные акты об отсутствии тепла или ненадлежащей температуре в вашем жилье, то смело требуйте выплаты неустойки (в первом случае) или перерасчета. Что касается перерасчета (не путайте с неустойкой, которая рассчитывается отдельно от перерасчета) за позднее подключение тепла, то он должен быть сделан по инициативе самих коммунальщиков. Но за последний отопительный сезон 2005-2006 годов этого сделано не было. Трудно сказать, почему власти посчитали, что в этот раз перерасчет не обязателен. Это незаконно.
А вот начальник управления ЖКХ города Смоленска Виктор Козеев в своем ответе на наш редакционный запрос посетовал на то, что, по его мнению, данный порядок снижения оплаты очень жесткий по отношению к «Смоленсктеплосетям». Но тем не менее подтвердил, что этот порядок установлен пунктом 7 «Правил предоставления коммунальных услуг», утвержденных постановлением правительства №307. Поэтому, чтобы разъяснить некоторые вопросы, касающиеся постановления, он направил запрос в Министерство регионального развития Российской Федерации. И теперь ждет ответа.
- Согласитесь, потребитель всегда находится в более выгодных условиях, чем поставщик: никто же не ввел пеню для тех, кто вовремя не оплачивает коммунальные услуги, - рассказывает и.о. директора СМУП «Вычислительный центр ЖКХ» Елена Василевская. - Да и жалобы жителей, что в прошлом году не был сделан перерасчет за позднее подключение тепла, тоже не обоснованны. Никто не учел, что хоть отопительный сезон и был несколько короче, зима была очень холодной, а значит, энергии на отопление жилья было потрачено больше. Но никто не требовал с населения доплаты. Ну а к перерасчетам мы имеем опосредованное отношение. По публичному договору все претензии к коммунальным услугам должны направляться непосредственно поставщику. Мы лишь по их заявке выполняем все необходимые расчеты.
После того, как мы получили эти комментарии, набираем номер «Смоленсктеплосетей». В приемной директора нам популярно объяснили: «Вы не по адресу - здесь такой информацией не обладают». Отдел платежей «Смоленсктеплосетей», оказывается, тоже никакого отношения к этому не имеет, ссылаясь на то, что такие данные есть лишь в тепловой инспекции. В тепловой инспекции, похоже, даже не читали 307-е постановление, там нас отправили к инженеру по расчетам: мол, у него есть этот документ. Неоднократно набираем номер инженера. Ни одна попытка дозвониться не увенчалась успехом. Как быть?
- Меня удивляет инертность наших граждан, которые умеют качать свои права только на кухне, - разводит руками юрист Лев Остапов. - А ведь надо отстаивать свои права в суде, тем более что при подаче исков, в соответствии с Законом «О защите прав потребителей», пошлина не уплачивается. Более того, вероятнее всего, правда окажется на вашей стороне.
ПАМЯТКА «АИФ - СМОЛЕНСК»
Как установить факт некачественного отопления или его отсутствия в жилом помещении:
1. Звоним в аварийно-диспетчерскую службу «Смоленсктеплосетей» (телефон 38-20-47). Причем ваш звонок должен быть зарегистрирован. Для этого вам необходимо назвать ваши фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания. В свою очередь, принимающий ваш звонок диспетчер обязан сообщить свои ФИО, регистрационный номер заявки и время ее приема.
2. Если в диспетчерской не могут назвать причину отсутствия тепла в вашем доме или его несоответствия нормативам, то вы согласовываете с ним дату, когда к вам приедут специалисты для установления факта перебоя с теплом. По результатам проверки комиссия составляет акт в двух экземплярах, один из которых остается у вас. Акт должен быть подписан вами и представителем «Смоленсктеплосетей».
Но надо оговориться, что непосредственный поставщик тепла «Смоленсктеплосети» отвечает за тепло до входа в дом. Если тепла нет из-за внутридомовых проблем, например порыва внутренних сетей, то ответственность и все расходы берет на себя МПЖРЭП. Следовательно, акт составляет и подписывает комиссия из вашего домоуправления.
3. В акте должны быть указаны нарушения параметров качества тепла, дата и время начала проблем с отоплением. Отсчет времени отсутствия тепла начинается с момента подачи заявки в аварийную службу или подтверждается общедомовым или индивидуальным прибором учета.
Составленный комиссией акт и является основанием для перерасчета и неустойки.