Сегодня пятница, 29 марта 2024 года.

Поиск  

Пример: 53   
23 ноября 2006 года   |   www.molsm.ru   |   Обсудить

«КиноТерапия» этой осенью

Сергей Муханов (Смоленский Дом молодёжи), клуб «КиноТерапия»

12 ноября в «Смене» состоялся очередной сеанс «КиноТерапии». В этом сезоне мы оказываем самое разнообразное кино, и эта программа была посвящена советскому кинематографу, что вполне уместно в годовщину Октябрьской революции. Зрителям были представлены два фильма классиков отечественного кино – «Коммунист» Юлия Райзмана и «Ленин в Польше» Сергея Юткевича. В перерыве состоялся поэтический концерт, организованный смоленским поэтом и журналистом ГТРК Семёном Пеговым.

В чём идея «КиноТерапии»? Показать зрителям достойное и сравнительно редкое кино, создать доверительную, душевную атмосферу, дать небанальный повод для общения. В экспериментальных целях мы отказались от ночных сеансов, перенесли кинопоказ на воскресный вечер, чтобы сделать «КиноТерапию» более доступной, расширить зрительскую аудиторию.

Наш киноклуб существует уже третий год. Новый сезон мы открыли 8 октября фильмами «Барды» и «Асса». «Барды» – это фильм Александра Стефановича («Женщина, которая поёт», «Душа», «Начни сначала»), посвящённый классикам отечественной авторской песни – Окуджаве, Галичу, Высоцкому, Дольскому, Киму. Их документальные съёмки исторически комментируются литературоведом Натаном Эйдельманом, писателем Фазилем Искандером, бардом Александром Розенбаумом. В качестве продолжателей традиций авторской песни представлены Андрей Макаревич и Олег Митяев. Нам, организаторам «КиноТерапии», хотелось показать преемственность культур «отцов» и «детей», с чего всё начиналось, ведь и Макаревич, и Гребенщиков, и Цой пришли не на пустырь. Неужели не интересно, что было ДО «Ассы»? Кроме того, история родной страны, с которой неразрывно связана история авторской песни, – тёмный лес для сегодняшней молодёжи. Давайте в него хоть фонариком посветим…

Следующий вечер, 22 октября, мы посвятили европейскому интеллектуальному кино. «Фавориты Луны» – нежнейший, волшебнейший фильм Отара Иоселиани, удивительного режиссёра, мало известного смоленской публике. Вот здесь француженка – так француженка, интеллигент-неудачник – так неудачник, разбойник – так разбойник, Париж – так Париж. Даже воздух в этом фильме пьянит и уносит в грёзы. Фильм утончён, изыскан, прихотлив, витиеват, куртуазен, забавен, ироничен – и ещё исполнен пророчеств: ну где были все эти террористические угрозы в 1984 году, когда снимались «Фавориты…»? – Всё только начиналось, а чуткий художник уловил главный нерв грядущей эпохи…

Фильм Иоселиани – это как диалог с умным, интеллигентным, талантливым собеседником, человеком с богатейшим внутренним миром. По-моему, это – счастье. 

Правда, не возникло ощущение, что фильм наши зрители приняли «на ура», как того хотелось бы. Что ж, они ещё не знали, что им приготовил мсье Бертран Блие… Знаете, к нам часто обращаются с предложениями показывать картины интеллектуальных режиссёров – Трюффо, Озона, Гринуэя, Годара и других. Однако – вопрос, насколько они будут интересны широкой аудитории, непредвзятому зрителю? Соберут ли эти режиссёры-любимцы фестивалей хотя бы человек 50 в нашей «Смене»? Бертран Блие с «Нашей историей» – не собрал, а ведь в главной роли не кто-нибудь, а Ален Делон, да и сам Блие со своими «Вальсирующими» весьма известен в определённых кругах. Почему же смоляне проигнорировали показ сравнительно редкого фильма скандального мастера?! У меня нет простого ответа на этот вопрос; знаю только, что в ближайшее время делать ставку на «интеллектуальное» кино мы не будем.

Не без волнения мы готовили показ «Коммуниста» с Евгением Урбанским. Конечно, фильм – памятник своего времени, со своими ценностями, верой, мифологией, установками, упованиями. Придут ли зрители? Даже не нужно спрашивать, интересен ли фильм молодёжи – сразу можно сказать, что не интересен (во-первых, это не «Матрица» и не «Властелин колец» – не модно; во-вторых, сказывается непрестанная антисоветская пропаганда СМИ). А стоит ли молодым зрителям смотреть этот фильм? – Однозначно, стоит! Во-первых, это выдающееся произведение искусства, с чем никогда не спорили даже самые одиозные антикоммунисты. Во-вторых, это оживший учебник истории, покруче комиксов. В-третьих, в фильме сильная любовная интрига – главный герой уводит чужую жену. Обычно такие вещи интересны половозрелым зрителям. Было искушение сделать бульварную, похабную рекламу, какой сейчас рекламируется всё, но мы удержались. Фильм настолько чистый и светлый, так возвышается нал сегодняшней гнусностью и одичалостью, что этот разрыв внушает серьёзную тревогу за наше настоящее. Признаться, я лет 15 и даже 10 назад вообразить не мог, что стану предлагать показывать молодым зрителям фильмы советских бронтозавров Райзмана и Габриловича… А теперь я убеждён, что «Коммуниста» стоит посмотреть каждому молодому человеку и каждой девушке – чтобы иметь представление о том Добре, от которого наше общество сейчас позорно отвернулось.

Конечно, 50 лет – огромный срок для кинокартины. Кончено, многие вещи выглядят странными, архаичными, надуманными и даже нелепыми. Почему вопрос нехватки гвоздей для важнейшей стройки не может решить никто, кроме Первого лица в государстве? Зачем выменивать последние личные вещи на еду, если везёшь из командировки целый вагон продовольствия? Зачем, боясь пересудов, уходить из собственного дома жить в общий барак, где буквально всё на виду и где недобрых глаз и злых языков не меньше, чем в деревне? Но не это – главное. Главное в том, что самоотверженность, доброта, принципиальность, верность, порядочность – это всё не пустые слова. Жизнь без таких качеств невозможна, о чём пока не задумываются те, кто находится под обаянием современных «телевизионных проектов». Отсутствие высокой цели, себялюбие, подлость, потакание порокам – это погибель души. (Кстати: насколько выше агитаторский, небезупречный фильм Райзмана болезненных измышлений изнемогающего от вседозволенности Блие!..)

Вероятно, «Коммуниста» стоит посмотреть молодым людям, рвущимся в топ-менеджеры – чтобы узнать цену деньгам и труду. Посмотрите, какими титаническими усилиями создавалась индустриальная база страны, которая теперь хищнически приватизирована и работает неизвестно на кого!.. У вас теперь поднимется рука присвоить результаты чужого труда?

Фильм стоит посмотреть и студентам творческих специальностей – вот система Станиславского во всём блеске и величии!.. Бесспорно, Урбанский – самородок, таких больше нет, такую силу веры не сымитируешь, но вы посмотрите, как сыграла главную героиню Софья Павлова!.. Вот что должны увидеть девочки, мечтающие о сцене!.. Или вот: обратите внимание, с каким знанием дела изображён поезд времён гражданской войны – чувствуется, авторы фильма знали о таком не понаслышке. Попробуйте забыть лица работяг, простых русских людей, давно сгинувших в болотах истории – вот они обедают: как скорбно и постно двигаются челюсти, обтянутые кожей, как жуются эти чёрствые, праведно заработанные куски, как протягиваются к мискам деревянные ложки, как шевелится щетина на небритых щеках…

А что за любовь в этом фильме!.. Вулканическое, всепобеждающее, оплодотворяющее чувство, которого, такое впечатление, вовек не понять некоторым завсегдатаям нынешних телепередач… Ну, да ладно, их, наверное, нужно пожалеть…

Мы старались не напрасно: зрители пришли, и, насколько можно судить, оценили праведное обаяние «Коммуниста». Вот только читать стихи после такого сильного фильма трудно. Нужно приложить все свои артистические способности.

Хочется отметить такое замечательное качество фильмов Райзмана, как их удивительную душевность, сердечность. Этот суровый (достаточно одного взгляда на его портрет) человек хорошо знал человеческую натуру; в его фильмах люди выглядят людьми, а не ходячими схемами. Как знать, может, в «КиноТерапии» мы покажем его «Машеньку» военных лет…

«Ленин в Польше» оказался настолько новаторским фильмом, что далеко не все зрители смогли вынести его накал. Кинокартина обладает сильнейшим психоделическим эффектом. Даже не знаю, как её смогли вытерпеть целиком члены комиссии по Государственным премиям СССР… После «Ленина в Польше» начинаешь понимать, почему даже на Западе к Сергею Юткевичу относились как к признанному мэтру авангарда – и спустя 40 лет это выдающаяся работа. И злободневная. Ненависть Ильича к буржуазии – актуальнейшее переживание для сегодняшней России! А размышления о непростой судьбе народов России и Польши!..

Кстати, если сравнивать два фильма, то несмотря на всё мастерство Юткевича герои «Коммуниста» вызывают гораздо более тёплые чувства, чем бог нового времени – Ленин, бесконечно мудрый и всевидящий. Однако с точки зрения языка кино Сергей Иосифович могуч!..

26 ноября у нас ожидается не менее «проблемный» показ – «Трагедия в стиле «рок» Саввы Кулиша, режиссёра, сделавшего в своё время «Мёртвый сезон» с Донатасом Банионисом. Фильм не новый, фильм тех поздних советских времён, когда кинематограф, спохватившись, бросился освещать мучительные проблемы и вызовы обществу, о которых десятилетиями стыдливо умалчивал. Конечно, сделанное второпях не может быть очень хорошим. Тем не менее, мы показываем «Трагедию…». Потому что другие режиссёры в новых условиях не сделали и этого. Потому что за 18 лет, прошедшие с момента выхода фильма, проблемы никак не решались, они не исчезли – наоборот, расцвели махровым цветом и совратили огромное количество слабых душ. Потому что в фильме музыка Сергея Курёхина, того самого авангардиста, о котором уже пишут в учебниках истории, но который очень мало известен в провинции. Так что у зрителей «КиноТерапии» есть возможность познакомиться с одной из лучших работ Курёхина в кино. 

Мы долго думали, чем дополнить программу с «Трагедией в стиле «рок». Выбор пал на редкий фильм Леонида Квинихидзе «Белые ночи». Квинихидзе известен как автор замечательных музыкальных фильмов «Соломенная шляпка», «Небесные ласточки», «Мэри Поппинс, до свидания!». «Белые ночи» имели несчастье появиться на свет в кризисном 1992 году и не имели широкого проката. Для работы в картине Квинихидзе привлёк выдающегося, да нет – великого отечественного кинокомпозитора Максима Дунаевского («Д’Артаньян и три мушкетёра», «Карнавал», «Ах, водевиль, водевиль…», «Мэри Поппинс, до свидания!» и многое другое). Фильм стоит посмотреть уже ради музыки. Любопытна и попытка «осовременить» героев раннего Достоевского, перенести в наши дни героев «Белых ночей», одной из самых поэтичных и простых повестей Фёдора Михайловича. И в «Трагедии в стиле «рок», и в «Белых ночах» речь идёт о проблемах молодых.

Всю зиму и весну мы планируем проводить по две «КиноТерапии» в месяц. Как говорится, следите за рекламой. Приходите, будет интересно!

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей Смоленска

Читайте также

    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
Архив

23 ноября 2006

Многоярусные автостоянки - мечта или реальность?  1539

Антитеррористический комитет  1456

Команда боксеров из Десногорска одна из сильнейших  1710

Заминирован СФМЭИ  1257

СМОЛЕНСКИЕ СМИ НА ВЫСТАВКЕ ПРЕССА 2007  1127

Смоленский наркоделец получил шестнадцать лет строгого режима в Брянске  1658

Смоленские ветеринары с помощью скальпеля творят чудеса с захворавшими животными  4239

Анатомия одного изнасилования  7648

Вымогатели в форме  1455

Одна дома  3686

Фальшивка на забаву  1298

Спасение дворняги Бориса  1244

СМОЛЕНЩИНА ПРАВОСЛАВНАЯ  1324

Архипастырь земли смоленской  1584

Газета - секундная стрелка истории  2184

Скандал в ФОМС затронул Смоленск  2937

Мэр Смоленска Владислав Халецкий рассказал о дальнейшей судьбе местного самоуправления в России  1982

Девятнадцать школ стали миллионерами  1219

Помощь крестьянам в государственных масштабах  1252

Дублеры «Феникса» насторожили наставников  1189

Национальные диаспоры объединил Вургун  1893

Потери урожая компенсируют из бюджета  1255

• 12 ноября в «Смене» состоялся очередной сеанс «КиноТерапии»  1698



Top.Mail.Ru    Яндекс.Метрика

 

[email protected]

Информер

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)