Ждать ли потрясений местным властям?
На прошлой неделе мэр Смоленска Владислав Халецкий рассказал о дальнейшей судьбе местного самоуправления в России.
Налаженное управление может рухнуть
В прошлый понедельник в Москве политическая партия «Единая Россия» и Всероссийский Совет местного самоуправления провели совещание на тему «Проблемы и перспективы социально-экономического развития региональных центров», в котором в числе полусотни других глав областных центров принял участие и мэр Смоленска Владислав Халецкий. Поводом для этого форума послужила законодательная инициатива ряда депутатов Государственной Думы, предложивших новую форму управления столицами регионов: главы городов назначаются, сами города разбиваются на районы, в которых и сосредотачивается местное самоуправление. Если применить сказанное к Смоленску, выглядеть это будет так: мэр Смоленска назначается, но зато население города сможет участвовать во всенародных выборах глав Заднепровского, Ленинского и Промышленного районов. Мэры областных центров, участвовавшие в этом совещании, в один голос заявили, что более-менее налаженное управление в результате таких преобразований окажется полностью разрушено. Наладить работу трех районов, каждого - со своим бюджетом, своими транспортными артериями, своим водоканалом и так далее, по мнению г-на Халецкого, невозможно.
Областным центрам - новые источники доходов
Немало внимания было уделено разнообразным межбюджетным проблемам, которые одинаково волнуют глав всех областных центров. По словам Владислава Халецкого, губернаторы трех российских регионов уже забрали у мэров областных центров полномочия, связанные с земельными отношениями, но назвать полученный ими опыт положительным невозможно: механизм передачи этих полномочий в законе четко не прописан и это исключает его безболезненное для населения использование.
В ходе совещания поднимался вопрос о взаимоотношениях между губернаторами и мэрами областных центров. По словам г-на Халецкого, дело не в личных отношениях двух руководителей, а в тех обстоятельствах, в которые они поставлены федеральным законодательством. Основные доходы в бюджет приносят областные центры (по словам мэра Смоленска, доля Смоленска в доходной части областного бюджета составляет около 60 процентов). Для исполнения своих полномочий губернаторы стараются изъять большую часть этих денег, что обязательно приводит к конфликту с мэром областного центра. Свести эти конфликты на нет может только государство, установив понятные и устраивающие обе стороны правила распределения доходов. Г-н Халецкий отметил, что в Смоленске между губернатором и мэром нет таких уж острых противоречий. Он призвал спокойней относиться к тому обстоятельству, что у двух руководителей могут быть разные точки зрения, а свой диалог с губернатором назвал «нормальным».
Судя по всему, Владислав Халецкий остался доволен тем обстоятельством, что Борис Грызлов и другие депутаты Государственной Думы, смело вершащие судьбу местного самоуправления, в ходе этого совещания наконец из первых уст услышали о том, что творится в регионах. У мэра сложилось впечатление, что федеральная власть повернулась лицом к местному самоуправлению. При обсуждении федерального бюджета на 2008 год предполагается внести изменения в бюджетное и налоговое законодательства, в соответствии с которыми областные центры получат новые источники доходов, например налоговые поступления от малого бизнеса.
Кстати
Если «Единая Россия» сдержит свои обещания насчет непоколебимой выборности мэров, в Устав Смоленска придется вносить соответствующие изменения. Как известно, в прошлом году депутаты Смоленского городского Совета посчитали нужным принять такое положение, при котором глава администрации города назначается ими по контракту. В силу оно вступит еще очень нескоро - после истечения полномочий городского Совета нынешнего созыва, и в 2008 году нам все равно предстоит выбирать мэра города всенародно, но теперь так, возможно, будет и впредь.