Миграционный тик
Очереди из сотен людей, таинственное ЗАО, выступающее в роли посредника, - со всем этим сталкиваются жители области при получении загранпаспорта
Между тем начальство миграционной службы не в курсе того, что происходит в собственном ведомстве. Проблему очередей решать, по-видимому, не собираются. А про фирму, монополией которой стало заполнение анкет за деньги, и вовсе не слышали.
Ничего никому не скажу...
Утро 26 апреля. Прием в отделе по приему-выдаче документов на загранпаспорт начался в 2 часа дня. Днем раньше по телефону получены инструкции от работника паспортно-визовой службы:
- Приходите с утра, анкету заполните, а то во второй половине дня народу будет миллион.
Приходишь с утра - действительно народа практически нет. Ага, а вот и окошечки, где надо взять анкету. Но сразу несколько человек отходят от них в недоумении. Анкеты будут давать только когда начнется прием, то есть в 2 часа. Если хотите, то можно обратиться в кабинет, где их выдают. Но там закрыто, и, сколько ждать отсутствующих работников, неизвестно. Кто-то предлагает разойтись, но более решительные граждане выясняют, где кабинет начальника отдела. Идем туда в надежде на то, что недоразумение разрешится. Прием нас ожидает не слишком любезный.
Анкеты поначалу дать отказываются, потом под напором все-таки выдают заветные листочки.
- Но консультировать, как заполнять, мы вас не будем!
- Почему?
- Это не наша обязанность!
Возникает логичный вопрос: а чья? Оказывается, работников запертого кабинета. И никто другой в отделе помочь не в состоянии.
- Где у вас стенд с образцом заполнения анкеты?
- Не знаем, у нас ремонт. Может, за шкафом. Выйдите из кабинета.
Стенд, покрытый хорошим слоем пыли, действительно оказался за шкафом. Мы вытащили его наружу, поставили и стали изучать. После пятиминутного сидения на корточках возле стенда, где не найти ответов на конкретные вопросы, которые у каждого в процессе заполнения возникают свои, уходим. Стенд, кстати, еще долго стоял на том же месте, куда был поставлен.
А в окошечках, где анкеты выдавать отказывались, между тем за 150 рублей все оформят в лучшем виде, за плату бланки есть. Пятнадцать минут при наличии документов, денежки в кассу - и главный документ при оформлении паспорта готов. На чеке значится, что 150 рублей пошли вовсе не миграционной службе, а некоей ЗАО "Смоленская ТИК". То есть на оформлении документов в государственной конторе зарабатывают частники?
Бумага все стерпит
Этот и другие вопросы мы задали начальнику управления Федеральной миграционной службы по Смоленской области Николаю КАЛУГИНУ. Николай Тимофеевич встречаться не хотел и даже решил, что встреча с начальником отдела, заведующим как раз выдачей загранпаспортов, совсем ни к чему. Ответить на вопросы он соглашался только в письменном виде. Вот какие пояснения были даны заместителем начальника УФМС России по Смоленской области Сергеем ШЕСТАКОВЫМ:
- ЗАО "Смоленская ТИК" не входит в организационно-штатную структуру УФМС России по Смоленской области. Данная организация оказывает платные услуги по заполнению различных документов, в том числе и заявлений-анкет для оформления заграничных паспортов. В соответствии с инструкцией "О порядке оформления и выдачи паспортов гражданам РФ для выезда из РФ и въезда в РФ" заявления об оформлении загранпаспортов должны быть заполнены на пишущей машинке или от руки разборчивым почерком. В связи с этим некоторые граждане действительно прибегали к услугам вышеуказанной фирмы, но делали они это исключительно в добровольном порядке.
Другой вопрос, касающийся деятельности фирмы, также поверг руководство миграционной службы в недоумение. Во время подготовки материала для того, чтобы ускорить получение загранпаспорта, можно было обратиться в те же окошечки. За триста рублей выдавалось заявление на имя начальника УФМС России по Смоленской области Николая Калугина. Но это стоимость не заявления, а гарантии того, что документ будет получен не за месяц, а за пятнадцать дней. Обмана никакого - в назначенный срок паспорт был на руках. При разговоре же с Николаем Тимофеевичем выяснилось, что никакого ускоренного получения загранпаспортов по закону вообще не существует!
- Что значит "ускоренное получение"? Такого у нас нет. Какая фирма этим занимается? По закону мы выдаем паспорт через месяц или, допустим, три недели. Срок выдачи может достигать и четырех месяцев, если человек из другого региона и менее пяти лет проживает в нашем регионе. Как только приходит ответ из ФСБ, мы не задерживаем получение паспорта.
Об ускоренном получении через фирму Николай Тимофеевич, по его словам, слышал впервые и обещал разобраться.
Кстати, буквально через неделю после обращения нашего корреспондента с вопросами насчет ЗАО, взимающего деньги за свои услуги с граждан в стенах государственной структуры, фирма там работать перестала. Однако существовать продолжает по-прежнему. Как выяснилось, она переехала в здание неподалеку от миграционной службы. Только теперь, решившись на платные услуги, придется больше побегать из одного здания в другое. Начальник миграционной службы Николай КАЛУГИН сообщил:
- В 2001 году был заключен официальный договор с фирмой. Теперь это не нужно, мы их выгнали.
Выгнать-то выгнали, но на момент сдачи номера в печать фирма продолжала работать. И на вопрос, как сделать паспорт побыстрее, опытные люди из очереди называли новый адрес фирмы.
Очередной вопрос
Проблему огромных очередей - ведь на приеме и на выдаче документов работает всего два-три человека - мы также не могли обойти стороной. Чтобы попасть в заветный кабинет на прием, нужно отстоять огромную очередь - в 170-220 человек. Люди толпятся в тесном помещеньице, где не развернуться. Если прийти ровно к началу приема, то окажешься во второй сотне. Обычно на шкафу возле кабинета лежит список, куда и записываются страждущие попасть на прием. Надо отметить, что очередь продвигается быстро - примерно минута на человека, но это не оправдание постоянной толпы.
Проблема очередей свойственна не одному смоленскому государственному учреждению. Наша газета уже не раз поднимала эту тему. Пусть и не сразу, в некоторых учреждениях хоть что-то сдвинулось с мертвой точки. Если в БТИ проблему очередей решили кардинально, в Регпалате поставили лавочки для ожидающих и пытаются менять режимы, то в миграционной службе очереди все так же актуальны.
Но, судя по официальному ответу из УФМС по Смоленской области, меняться там вряд ли что-то будет. Число желающих получить загранпаспорт с каждым годом увеличивается, иногда очередь достигает 250 человек на один приемный день (а длится приемный день всего три часа). До начала приема анкеты не выдаются и не ведутся консультации по заполнению анкет, так как инспекторы занимаются в это время изготовлением паспортов и другими своими обязанностями. Получить консультацию можно только в приемное время, то есть отстояв очередь. А фактически получается три очереди: одна за консультацией, вторая на сдачу документов, третья - на выдачу загранпаспортов. Создается впечатление, что такой график работы вовсе не облегчает, а затрудняет процесс получения загранпаспорта. Например, чем объясняются выходы сотрудников "в народ" с просьбами не пропускать без очереди тех, кому надо взять анкету? Кому может быть выгодно "отстаивание" желающих получить анкеты в огромной очереди? С другой стороны - есть ЗАО "Смоленская ТИК", до недавнего времени оформлявшая анкеты за плату в стенах государственного учреждения. И, как выяснилось, если у человека есть обоснованная необходимость получить загранпаспорт в более короткие сроки, то он вправе подать заявление на имя начальника или замначальника миграционной службы. И денег никаких платить не надо. Так почему же это все выясняется только когда газета начинает задавать неудобные вопросы? По закону информация, касающаяся работы почти всех государственных служб, должна быть доступна для всех. А на деле получается, что, неизвестно с чьей подачи, на неосведомленности делают деньги частные структуры.
Мы уже не раз писали о том, что если очередь существует, значит, она кому-то выгодна. Очередь бывает выгодна коммерсантам, чиновникам, но никогда - людям, вынужденным в ней стоять.
НА ЗАМЕТКУ
Пока же миграционная служба работает в прежнем режиме, тем, кто собрался получать загранпаспорт, необходимо знать, как проще обойти "подводные" камни.
1. Для уточнения набора документов звоните по телефону отдела оформления заграничных паспортов - 35-39-44. Вас там должны проконсультировать.
2. Анкету в первую очередь нужно требовать в отделе оформления заграничных паспортов. Но также вы можете приобрести необходимые бланки в ЦНТИ. Анкету нужно заполнять разборчивыми печатными буквами или на печатной машинке. Самый сложный пункт - описание трудового пути. Тем, кто в последние десять лет заканчивал школу, университет, нужно в конце таблицы указать номера диплома и аттестата. Анкету нужно заверить на работе.
3. Проще записаться в очередь, если прием проходит во второй половине дня. Приехав к 10 часам утра или ранее и записавшись в список, который обычно находится на шкафу возле кабинета №110, вы, вполне возможно, окажетесь в первых рядах. Если вы в первой десятке, приезжайте вовремя. Прием идет быстро - примерно по минуте на человека.
Ирина МАТВЕЕВА