В.ВОРОНОВ
А ТЕБЯ ПРОСЛУШИВАЮТ? КОНЕЧНО!
Новый год продолжил печальную традицию попрания наших прав. Вслед за отменой прямых выборов губернатора правительство посягнуло и на нашу частную жизнь.
С 01.01.06 г. вступило в действие постановление правительства РФ №538 от 27.08.05 г. «Об утверждении правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность». Этот подзаконный акт с юридической точки зрения нарушает как минимум два документа – Конституцию России и Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» 1995 года (с изменениями 1997-го), который определяет ОРД как «вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом… посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий». Список подразделений определен ст.6 Закона. К рассматриваемой теме относится три пункта: девятый – контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; 10-й – прослушивание телефонных переговоров и 11-й – снятие информации с технических каналов связи. Правом на ОРД наделяется много ведомств, однако правила касаются не всех, а лишь ФСБ. Каковая и осуществляет «взаимодействие» с операторами связи «в т.ч. в интересах других уполномоченных органов».
Это очень существенно: при возникновении необходимости в прослушивании, съеме информации с технических каналов связи у ГРУ, СВР, МВД, они смогут это делать только с помощью ФСБ. Что предполагает вероятную расшифровку мероприятия (о котором даже внутри ведомства знают единицы), а, быть может, и агентуры. Российские спецслужбы оказались в зависимости от ФСБ, а она, конечно же, не заинтересована в успехах своих соперников по спецрынку.
Однако страдания конкурирующих между собою в подглядывании и подслушивании спецслужб нас, законопослушных налогоплательщиков, совсем не волнуют. Главное, что теперь открытым текстом в опубликованном постановлении прописано – ФСБ вправе ставить под свой контроль абсолютно все наши переговоры - как по сотовым, так и по обычным городским телефонам. И такое подслушивание ведется без осуществления положенной законом процедуры.
Почему-то верится, что никакой судья, будучи в здравом уме и трезвом рассудке, не даст санкции на прослушивание политика или бизнесмена, если на то нет оснований. Однако у нас в России слушают постоянно (вспомним историю с прослушиванием телефонных разговоров координатора Национального антикоррупционного комитета, предпринимателя Владимира Шаргаева или сливаемые в «желтые» центральные СМИ материалы этих самых «прослушек»).
Формально нововведение проводится под флагом борьбы с преступностью и терроризмом. Однако за последние годы под прикрытием этой самой «борьбы» спецслужбы получили такие полномочия, о которых сотрудники НКВД не могли даже мечтать. Ни к каким успехам в борьбе с терроризмом и оргпреступностью это не привело. До сих пор раздает интервью Басаев, раз за разом случаются Норд-Ост, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Беслан… Конечно, при грамотной оперативной работе прослушивание приносит весьма ценные плоды - при условии, что слушают кого надо и когда надо. Другая проблема - обработка этих записи. Это же сколько надо служащих ФСБ? К счастью, в постановлении об увеличении штатов этой спецслужбы не упоминается.
Все это позволяет предположить что важных успехов как не было, так и не будет. Слушать будут тех, кого и до этой поры слушали не совсем легально. Возможность тотальной прослушки политиков выгодна сама по себе. Добытая оперативным путем информация является весьма ценной для политических игр и шантажа, в том числе финансового. У нас - особенно в последние губернаторские выборы – она стала делом обычным, и чтобы в этом убедиться, достаточно полистать уголовные дела Прохорова А.Д. и Макаренко А.М.
А теперь - как соответствует правительственный документ действующей Конституции и законам РФ.
Ч.1. СТ.23 Конституции конкретна: «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени», а часть 2-я еще более конкретизирует «каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения». И существенное дополнение – ч.1 ст.24 «сбор, хранение использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается». Вы давали свое согласие?
И, наконец, ст.8 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: «Условие проведения оперативно-розыскных мероприятий» весьма конкретна. «проведение ОРМ, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища допускается на основании судебного решения…». Рассматриваемое нами постановление целиком не соответствует ни Конституции, ни законодательству. Вместе с тем, оно и не посягает на отмену законодательства. Оно не устраняет необходимости судебной санкции на перлюстрацию, на прослушивание и т.д. Все это остается в целости. Только эта санкция больше никому не нужна: оперативник получает доступ к нужной информации, в частности, к мобильном телефону, без ведома оператора. Закон есть, но уже больше никому не мешает прослушивать, он для этого дела оперативнику и не нужен.
Смоленский Об.com © 2006
http://obcom.smolensk.ws/proslushivaut.htm
8)