Леонид Никитинский Гражданин орды

Миф о «всесилии КГБ»

Есть версия, что власть в России якобы захватили «выходцы из КГБ». На излете советской власти «полковники КГБ» были людьми не то чтобы поголовно отважными и честными, но одними из самых квалифицированных и думающих. Образование в Высшей школе КГБ было одним из лучших. Группа «Альфа», захватившая дворец Амина в Кабуле, была не только высокопрофессиональна, но и лично самоотверженна, пока в ней под влиянием того, что власть попыталась использовать спецназ против собственного, а не чужого народа (Баку, Вильнюс, Москва 1991-го и 1993-го), не началось разложение.
Элитным офицерам КГБ, зачастую потомственно, вбивалась в голову известная система ценностей. Она, конечно, подразумевала приоритет интересов государства перед интересами какой-то там отдельной личности, но она же включала в себя пусть не идею законности, но все же понимание того, что и во имя чего допустимо делать.
Такие люди были, но они давно уже стали легендой. Часть из них состарилась и «выбыла». Другая, весьма значительная часть создала компании и банки, перешла служить в и под коммерческие структуры, где быстро утратила ориентиры. К этой группе скорее относятся Владимир Путин и многочисленные «чекисты» из его окружения. Но в «том КГБ» их вряд ли отнесли бы к элите. О кадрах же ФСБ выпечки после 90-х и говорить нечего, штамп «сделано в КГБ» на них — такая же липа, как лейбл Levis на советском самостроке.
В начале 2000 года, когда премьер Путин баллотировался в президенты, у меня была заслуживающая внимания информация из кругов сотрудников «конторы» о том, что он тайно встречался с бывшим председателем КГБ СССР Крючковым. Мне удалось найти Крючкова, работавшего где-то в бизнесе АФК «Система». Сам генерал начисто отрицал не только встречу, но и какое-либо прежнее знакомство (не тот уровень) с подполковником ПГУ из ГДР. Однако мой источник настаивал на том, что Путин искал этой встречи. На вопрос же, для чего она была ему нужна, бывший высокопоставленный чин с Лубянки ответил не без снобизма: «Ну вы понимаете, ведь он же немножечко дворняжка»…
Итак, отсутствие героизируемого героя как такового — одна часть мифа о «власти КГБ». Вторая заключается в том, что структура давно размыта. Даже сама ФСБ, внедряясь в самые неожиданные, в том числе коммерческие и откровенно криминальные сферы под столь же неожиданными прикрытиями, перестала понимать, что она такое. Полная неразбериха, круто замешенная на неформальных отношениях, царит в высших эшелонах «правоохранительных органов». Из чего мы можем заключить, что именно ФСБ чем-то тут управляет больше других?
В сознании же рядовых подданных прокуратура, ФСБ, ФСО, МВД с его очень разными подразделениями, налоговая полиция, ГУИН и иже с ними, и даже частные охранные агентства, но одетые в как бы военизированную униформу, — все это совершенно обезличилось и приняло вид неких «силовых структур». На каждом отдельно взятом географическом пространстве — от сельского района до субъекта Федерации — эта каша структурирована по-своему, и все вот это вот в народе давно уже обобщенно называется «менты».

Полный текст:
http://2005.novayagazeta.ru/nomer/2005/36n.../n36n-s13.shtml