СБОЙ В ПРОГРАММЕ

Проникая во враждебную Матрицу, герои одноименной кинотрилогии угадывали приближение опасности по этакой ряби на окружающей действительности, по каким-то легким сбоям в потоке текущей вокруг них жизни - скажем, по лишний раз пробежавшей мимо кошке. Можно быть каким угодно реалистом, можно насмехаться над миром, созданным фантазией братьев Вачовски, но кипящие вокруг нас события все чаще напоминают сбой в плохо отлаженной компьютерной программе.

Недавно в выпуске новостей рассказывали о конфликте, действующими лицами которого стали Мстислав Ростропович и творческий коллектив Большого театра. Как-то между делом проскочило известие: на ремонт здания БДТ из федерального бюджета выделено 15 миллиардов рублей. Казалось бы, надо порадоваться: правительство оказывает серьезную помощь национальному культурному достоянию. Большой - это же достояние? Достояние!

Все так и было бы, если бы не огромность упомянутой вскользь суммы. Аккурат в те дни в Смоленской области был принят областной бюджет на 2006 год. Поскольку автор этих строк по долгу службы пристально наблюдал за обсуждением документа, он не мог не соотнести сметную стоимость ремонта здания одного, пусть и самого главного в стране, театра с величиной доходной части консолидированного бюджета Смоленской области, которая в 2006 году должна составить около 12 миллиардов. Доходы консолидированного бюджета региона, если кто не знает, - это сумма доходов областного бюджета и доходов всех муниципальных образований. Когда сопоставляешь две эти цифры, в голове что-то щелкает: да разве так бывает?

Еще большие чудеса были продемонстрированы обществу депутатами Государственной Думы при обсуждении федерального бюджета на 2006 год. Его параметры известны: доходная часть превышает 5 триллионов рублей, расходы - 4,2 триллиона рублей, профицит - 776 миллиардов. Разложим эти показатели по полочкам. Бюджет - это план, причем план выполнимый. Профицит образуется в том случае, когда деньги некуда девать, то есть правительство, разрабатывая проект главного финансового документа страны на 2006 год, не придумало, куда потратить 776 миллиардов рублей. Опасаясь показаться навязчивым, все-таки повторю: консолидированный бюджет Смоленской области - одного из регионов той же самой России - составляет 12 миллиардов. Более того, бюджет Смоленской области принят с дефицитом, составляющим 500 миллионов рублей. Дефицит образуется в том случае, когда денег на решение всех необходимых задач не хватает. То есть областная администрация точно знает, за что придется платить в 2006 году, но пока не видит источника, из которого можно получить необходимые средства.

В следующем году размер детского пособия в Смоленской области увеличится на десятку и достигнет умопомрачительной суммы - 80 рублей. Обсуждавшие это решение депутаты Смоленской областной Думы были настолько смущены столь скромным повышением, что даже попросили журналистов не акцентировать на нем внимание смолян. Их можно понять: годами не меняющееся детское пособие в размере 70 рублей и без того вызывало справедливые претензии общества. Уж если его повышать, то значительно, но... Смоленской области с ее крайне сложной демографической ситуацией значительное повышение детского пособия оказалось не по карману. Поэтому речь и идет лишь о червонце на детскую душу.

При обсуждении федерального бюджета на 2006 год в третьем чтении заместитель председателя Комитета Государственной Думы по бюджету Владимир Никитин настойчиво просил заложить в бюджет средства на погашение долгов по выплате детских пособий - необходимая сумма составляет 1,8 млрд рублей (опять напомню: профицит федерального бюджета - 776 млрд). Коллеги одернули: выплата детских пособий является головной болью регионов и помочь им федеральная казна не может. Еще было предложение увеличить в 2006 году финансирование целевой программы Дети России на 4,9 млрд рублей. Депутаты Госдумы его отклонили.

Заниматься сопоставлениями такого рода можно бесконечно, и чем дальше - тем острее начинаешь чувствовать, что в государственном устройстве нашей страны что-то не так. Причем даже на уровне субъекта Федерации, не говоря уж о муниципальном районе или сельском поселении, ситуация выглядит мало-мальски логичной. Раз экономика не развивается, значит в областную казну поступает недостаточно налоговых и неналоговых доходов. Отсюда закономерно следует дефицит бюджета и жизнь по средствам, иными словами - недофинансирование и нелегкая жизнь муниципальных образований. Стоит ли по этому поводу возмущаться? Нет. По-другому и быть не могло. Стоит только включить в цепь рассуждений федеральный фактор, как стройная причинно-следственная система рушится. Задаваться вопросом о причинах тех или иных решений правительства или депутатов Государственной Думы - все равно что пытаться понять инопланетян. Попытки эти несут один вред, поскольку в результате приходишь к единственному выводу: они чужие.

Все больше людей перестает смотреть телевизор. Одной из причин является нежелание постоянно предаваться рассуждениям вроде тех, что изложены в этой статье.

Дмитрий РАИЧЕВ, «Рабочий путь», 9 декабря 2005 года