Почему трудно попасть к врачу?
Не знаю, как кому, а мне в последнее время кажется, что лучше бы уж государство честнее вело себя со своими гражданами, не выдавало бы желаемое за действительное, что у нас доступная бесплатная медицинская помощь. Лучше платная медицина, чем такая, как у нас, – недоступная. Не знаешь, с какого бока и подступиться к ней даже на самом начальном этапе – попасть на приём к врачу в поликлинике по месту жительства. И приоритетный национальный проект «Здоровье» не только не улучшил ситуацию, а, кажется, усугубил. О том, что же мешает больному человеку попасть на приём к врачам, мы вели беседу с
начальником Управления здравоохранения администрации г. Смоленска Владимиром Ивановичем Старовойтовым.
- Очень жёсткие требования к штатным нормативам. Вот только один пример, чтобы всё стало более-менее ясно. На 10 тысяч населения положено 0,5 ставки невролога. И на местах, зная ситуацию, мы не имеем права манипулировать. Эти нормы доводятся Министерством здравоохранения и социального развития, - говорит Владимир Иванович. – А ведь министерству ситуация в районах неизвестна, они доводят какие-то усреднённые цифры. А у нас, например, в одном районе неврологических больных в 2 раза больше, чем в другом. Надо проводить анализ заболеваемости и, исходя из конкретных цифр, определять штаты узких специалистов. И ещё одна проблема, из-за которой трудно попасть на приём к врачам. Если бы любой из узких специалистов занимался исполнением только своих прямых обязанностей, то уже ситуация была бы иной.
- А они чем занимаются, помимо того, что принимают, консультируют, лечат, так сказать, территориальных больных?
- Узкие специалисты отвлекаются на другие виды работ. Во время работы призывных комиссий они осматривают призывников. Это очень большая нагрузка, но для этого отдельные штаты не предусмотрены. А сколько времени уходит и у участковых терапевтов, и у узких специалистов на выписку рецептов по программе дополнительного льготного обеспечения лекарствами! Ведь ничего не было продумано, не был проведён организационный этап. В декабре 2004 года вышли нормативные документы, а с января 2005 года началась конкретная работа, льготники пошли за рецептами. Необходимо было компьютеризировать эту работу, но не дали дополнительных штатов операторов ЭВМ. Надо было сначала создать условия для работы врачей, компьютеризировать выписку рецептов, чтобы дело шло быстрее, чтобы не приходилось пациентам часами стоять в очереди. Сделано этого не было.
- А в настоящее время?
- И в настоящее время рецепты выписываются вручную. В целом в прошлом году закуплено около 80 компьютеров, сейчас начинается работа по созданию автоматизированных мест для врачей, ведущих амбулаторный приём и имеющих право выписки льготных рецептов. Но 80 компьютеров мало. В Смоленске 72 педиатрических участка и 161 терапевтический. В 2005 году региональным отделением ФОМСа закуплены были компьютеры только для ведения базы данных и регистра. Но и сейчас, имея всё-таки определённое количество компьютеров, не можем войти в общую сеть по дополнительному лекарственному обеспечению, потому что должны быть единые областные программы – регионального отделения ФОМСа и Департамента Смоленской области по здравоохранению. Департамент прислал письмо, в котором просит провести подготовительную работу до 1 июля по переходу некоторых специалистов на компьютерную рецептурную выписку. А это всё надо было сделать до введения ДЛО. Врач теперь меньше может принять больных, в связи с выпиской льготных рецептов время приёма пациентов было увеличено с 12 до 20 минут. И, согласен, из-за льготников другим больным к врачам попасть очень трудно.
- Но больше половины льготников отказались от лекарственного обеспечения, предпочли деньги. А почему очереди к врачам не уменьшились?
- Нет, в 2006 году по сравнению с 2005 годом очереди немного уменьшились. Но отказались от обеспечения лекарствами в основном те, которые этой льготой и не пользовались или очень редко обращались к врачу за рецептом. Не отказались те, которым действительно нужны лекарства, и порой весьма дорогостоящие. И проблем с дополнительным льготным обеспечением лекарствами становится всё больше. Федералы часто меняли списки льготных препаратов. Только люди привыкали к тому, что определённые лекарства есть в списке, как препаратов этих уже не было. Врач предлагает другое, а больной требует то, что было раньше в списке. Конфликтов на этой почве возникало и возникает немало. С 1 ноября прошлого года из списка исключён ряд препаратов, значимых для астматиков, диабетиков, хорошие противосудорожные средства исключены. Люди требуют рецепты на эти лекарства у врачей, жалуются в наше управление, но в данном случае мы ничего не можем изменить. Мы свои предложения подаём в Департамент Смоленской области по здравоохранению, а департамент, суммируя разные предложения ЛПУ, передаёт их в Росздравнадзор, но ничего не меняется в лучшую сторону. В Росздравнадзоре считают, что их фармакологи поступают правильно, заменяя одни препараты на другие
- На мой взгляд, это происходит из-за отсутствия средств!
- Согласен. В 2005 году на нашу область на льготные лекарства было выделено 300 млн. рублей, в 2006-м - в 2,5 раза меньше. Сначала список лекарственных препаратов был обширным, потом его из-за отсутствия средств стали сужать. На 2007 год Смоленской областью была подана заявка на ДЛО на 212 млн. рублей, всё сжали до минимума, когда представляли эту заявку. И что же? На дополнительное лекарственное обеспечение выделено на этот год 125 млн. рублей! Мы не сможем удовлетворить даже минимально суженный список лекарственных препаратов на эти деньги. Будут изыскиваться средства областного, городского бюджетов, чтобы удовлетворить потребности больных людей.
- В чём вы видите ошибку, почему всё хуже и хуже с лекарственным обеспечением льготников?
- Не надо было с самого начала предлагать такой широкий список лекарственных препаратов. Это одна сторона. Другая – нельзя было давать права выхода из программы ДЛО, надо было сохранить страховой принцип.
- А как быть больным, которые не могут получить жизненно необходимые лекарства?
- Подготовлено решение главы города Смоленска о выделении средств на лекарства, отсутствующие в федеральном списке, но необходимые больным по жизненным показаниям. Создана специальная комиссия в Управлении здравоохранения администрации г. Смоленска. Именно комиссия и решает вопросы о возможности проплаты за счёт бюджета того или иного препарата. На этот год на эти цели пока выделено 300 тысяч рублей. Не скрою, некоторым больным, которые обращаются за помощью в приобретении определённых лекарств, отказывает комиссия. Почему? Да потому что препарат можно заменить тем, что есть в федеральном списке. Но есть ситуации очень сложные, когда просто необходимы дорогостоящие препараты, которых нет в списке, а человеку они жизненно необходимы. Вот тогда они приобретаются за счёт городского бюджета.
- Приоритетный национальный проект «Здоровье», задуманный ради блага, обернулся для основной массы пациентов невозможностью попасть на приём к врачу. Почему?
- Потому что ещё более загруженными оказались терапевты, узкие специалисты. Ведь национальным проектом предусмотрена диспансеризация работающих граждан бюджетной сферы, дополнительные медосмотры лиц, работающих с вредными условиями труда. В 2006 году в сжатые сроки в течение 8 месяцев надо было провести эту работу. Она проведена, планы выполнены. Но попасть на приём к врачам было очень трудно, потому что врачебные бригады отвлекались на эту работу. В 2007 году диспансеризация и дополнительные медосмотры продолжатся. В рамках национального проекта поступало больше вакцины, и было большое отвлечение участковой службы на иммунизацию населения. 80 тысяч прививок сделано по г. Смоленску только в рамках приоритетного национального проекта. Кроме того, возрос вал бумажной работы, очень много отчётности. В три раза увеличилось время, которое медики тратят на разного рода отчёты. Этот ещё одна из причин, почему трудно попасть на приём к врачам, почему большие очереди.
- Участковую службу укрепили, значительно повысив врачам, медсёстрам заработную плату. Думаю, что узким специалистам такая ситуация не по нраву. Многие увольняются, уезжают работать в Москву.
- Из-за низкой заработной платы большой дефицит узких специалистов. Почти в каждой поликлинике Смоленска имеются незанятые должности узких специалистов и среднего медперсонала. Уезжают в Москву на работу реаниматологи, общие хирурги, нейрохирурги, офтальмологи, анестезиологи. Там зарплата от 30 тысяч рублей и выше. Наши фельдшеры уезжают работать в Москву вахтовым методом на скорую помощь, получают более 25 тысяч рублей в месяц.
- Так что же надо сделать, чтобы больные могли попасть на приём к врачам нормально, без нервотрёпки, без унизительного доставания талончика?
- Увеличение штатов в целом. Если предусмотрена диспансеризация или работа врачей в призывных комиссиях, то на это также должны выделяться дополнительные штаты. Увеличение заработной платы в разы. Пока оперирующий хирург, узкий специалист будут получать меньше участкового врача, то хорошего ожидать не придётся. Лучшие специалисты уедут работать в Москву. И ещё необходимо увеличение стоимости территориальной программы, как следствие - увеличение тарифов на оказание медицинской помощи.
Беседовала Ольга ЧУЛКОВА
«Смоленская газета» 10(251) от 9 февраля 2007 г.