А теперь, собственно, выдержки из Концепции. И мои комментарии – удержаться не в силах.
QUOTE
Концепция реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Смоленска (далее - Концепция) является нормативным правовым документом, определяющим практические действия органов местного самоуправления города Смоленска в период ее действия в рамках существующих полномочий, а также всех участников правоотношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства города.
Так я понимаю, концепция имеет статус местного закона. Но вот только я не обнаружил в этой концепции ответственности за ее невыполнение. В прочем, других норм – тоже. Вот такой безнормативный документ.
QUOTE
Концепция реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Смоленска представляет собой систему мероприятий организационного, правового и экономического характера.
Здрасти-приехали. Еще второй абзац, а уже ляп. Концепция ну ни разу ни система мероприятий. Лезу в словарь. Концепция – система взглядов, основная мысль. А система мероприятий – это, вроде бы, план. Опять смотрим в словарь. План – заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.
Поскольку разработчики не понимают, чем концепция отличается от плана, то предвижу массу приключений. Кстати, маленький нюанс. План реформирования жилищно-коммунального хозяйства города должен обязательно пройти процедуру публичных слушаний (согласно Устава города). А Концепция – нет.
QUOTE
Направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Смоленска, представленные в Концепции, предусматривают достижение поставленных целей до 2010 года.
Что, и ни одно раньше? Ведь существенные изменения ЖКХ, касающиеся МУПов и управляющих компаний должны закончиться гораздо раньше. Году этак в 2007-м.
QUOTE
Система мероприятий, отраженная в Концепции, предполагает, что жилищно-коммунальное хозяйство города Смоленска состоит из жилищной и коммунальной сфер, которые имеют разные особенности, проблемы и перспективы.
Глубокая мысль. Внушает… Перспективы у них, действительно, разные. Жилищная сфера будет жить, а коммунальную будут коммуниздить.
QUOTE
Настоящая Концепция сопровождается Аналитической запиской, содержащей аналитические материалы.
Интересно, а что еще может содержать аналитическая записка? Судя по трепетному отношению к ней составителей, которые даже имя ей дали – Аналитическая (в отличие от обычных, безымянных аналитических), материалы, изложенные в ней, представляют громадную ценность. Именно поэтому никто из журналистов ее и не увидел. На счет депутатов – не знаю.
QUOTE
Главными целями реализации Концепции является обеспечение комфортности проживания граждан в жилых домах города Смоленска, повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем коммунальной инфраструктуры, а также доступности и качества коммунальных услуг.
Цели хорошие. Вот только как совместить повышение комфортности, качества и надежности (подорожание услуги) одновременно с повышением доступности коммунальных услуг – я не понимаю. Или разработчики концепции нашли способ в несколько раз увеличить доходы населения Смоленска?
QUOTE
Достижение результатов в соответствии со сформулированными главными целями и основными задачами осуществляется посредством реализации комплекса мероприятий по следующим направлениям:
- переход от управления жилищными организациями к управлению многоквартирными домами;
- преобразования в сфере имущественных отношений;
- повышение эффективности управления системами коммунальной инфраструктуры;
- финансовая стабилизация организаций коммунального комплекса;
- обеспечение доступности жилищно-коммунальных услуг для потребителей.
Хорошая фраза «переход от управления жилищными организациями к управлению многоквартирными домами». Главное, всем сразу понятно, кто и куда должен переходить. Сказали бы сразу – идите вы все на… И короче, и понятней.
QUOTE
Согласно новой концепции, Управлению ЖКХ при Администрации города Смоленска вменяется в обязанность:
- Переход от непосредственного управления муниципальными предприятиями жилищного хозяйства к косвенному регулированию их деятельности вне зависимости от их организационно-правовой формы
А косвенно это как? По понятиям? Ведь, по закону нельзя вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность предприятий и, соответственно, их «регулировать». Или их численность будут регулировать как численность волков – путем регулярного отстрела?
QUOTE
- Формирование в городе Смоленске рынка управляющих компаний многоквартирными домами и подрядных организаций, занятых содержанием и ремонтом жилых помещений.
Ага, вот завтра как ломанентся все управление ЖКХ и начнет формировать рынок. Всех построит, пересчитает. А если кто из предприятий откажется участвовать в формировании рынка управляющих компаний, то его начнут «косвенно регулировать» до победного конца.
QUOTE
- Стимулирование спроса на услуги и работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов со стороны собственников помещений.
Вот как. Оказывается, дома у нас в настолько хорошем состоянии, что спрос на их ремонт и приведение в порядок надо стимулировать. Интересно, кнутом или приянником?
QUOTE
Для достижения поставленных целей по развитию конкурентных начал при выборе управляющих компаний предполагается формирование 23 управляющих организаций, которые будут участвовать в организуемых органом местного самоуправления конкурсах. Управляющие организации могут быть созданы на базе СМУП «ПЖРЭП № 1 – 23.
Что ж, 23 компании-близнеца (которые, как выяснится позже, по организационно-правовой форме все являются «дочками» ОАО «Жилищник») - благодатная почва для конкуренции.
Хочешь, можешь выбрать «Жилищник», не хочешь – можешь выбрать «Жилищник», а если и он не устраивает, то есть еще и «Жилищник». И так двадцать три раза. Хороший конкурс. Вот тебе Адам Ева, выбирай себе жену.
А если учесть, что и сами разработчики концепции, и городская администрация в один голос заверяют, что новые компании ни в коем случае не будут создаваться на базе СМУП «ПЖРЭП», то на ум приходит лишь одно: если на клетке со львом висит табличка «слон» - не верь глазам своим.
Хотя, что зря обижать разработчиков концепции. Откуда им знать. Они, ведь ее писали, а не читали.
QUOTE
Построение формы управления многоквартирными домами на базе 23 управляющих компаний с обязательным включением в названия словосочетания «Управляющая компания» позволит обеспечить разделение функций управления и содержания в рамках привычного для потребителей (собственников и нанимателей) территориального закрепления жилых домов за обслуживающими организациями.
Теперь вспомнилось крыловское: «А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь». Грустно, однако, что главная мера по реализации концепции – смена вывески.
QUOTE
Функции по организации расчета, приема и учета платежей населения за жилищно-коммунальные услуги должны реализовываться управляющими организациями. Учитывая накопленный информационный ресурс и опыт работы МУП «Вычислительный центр ЖКХ», представляется целесообразным передача этой организации функций по расчету, приему и учету платежей от населения, проживающего в многоквартирных домах, управление которыми будет осуществляться муниципальной управляющей компанией. Расходы, связанные с расчетом, приемом и учетом платежей за жилищно-коммунальные услуги будут учитываться при определении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений.
Еще раз ясно, что кроме вывески ничего не изменится. И ВЦ ЖКХ будет по-прежнему весело оттяпывать свои 2% от всех наших перечислений. Если учесть, что средняя оплата сейчас 1,5 тыс. руб., то 30 руб. с каждого платежа – это не так уж и плохо. 80 тыс. квартир – это 2,4 млн. руб. в месяц. Именно столько мы сейчас платим ВЦ ЖКХ за то, что они предоставляют нам возможность заполнять одну квитанцию на оплату, а не несколько. Чтоб я так жил…
И такую систему хотят сохранить и впредь, хотя она противоречит федеральному законодательству (для того, чтобы аккумулировать платежи населения на своих счетах для последующего их перечисления на счета юр. лиц, де-юре, необходима лицензия на банковскую деятельность. Которой, де-факто, у ВЦ ЖКХ нет и никогда не будет…
QUOTE
Существенным фактором, влияющим на создание условий для реализации собственниками прав по управлению многоквартирными домами, является решение проблемы капитального ремонта многоквартирных домов. Учитывая передовой опыт российских городов, наиболее целесообразным является реализация положения статьи 165 Жилищного кодекса России в части предоставлении управляющим организациям, ТСЖ, ЖСК и иным специализированным потребительским кооперативам бюджетных средств на проведение капитального ремонта. Существующие в настоящее время бюджетные возможности по финансированию капитальных ремонтов должны быть разделены на две составляющие. Первая часть должна направляться на финансирование многоквартирных домов с наихудшим техническим состоянием (более 50 % износа). Вторая часть должна направляться на софинансирование (на безвозмездной основе) совместно с собственниками помещений работ по капитальному ремонту общего имущества.
Мера хорошая, но явно невыполнимая. Законодательство не обязывает местные власти заниматься кап. ремонтом домов, не являющихся муниципальной собственнстью (но и не запрещает). А раз закон не обязывает – то этим администрация займется только тогда, когда сделает все, что ей положено по закону. То бишь, до финансирования кап. ремонта домов очередь не дойдет никогда. Раньше администрация должна обеспечить строительство квартир для 8 тыс. очередников…
QUOTE
Другим направлением реформирования системы управления многоквартирными домами является стимулирование создания товариществ собственников жилья. В целях стимулирования процесса и создания благоприятных условий для формирования ТСЖ необходимо реализовать комплекс мероприятий, направленных на ликвидацию административных барьеров, препятствующих внедрению института объединений собственников, ликвидацию информационного вакуума у собственников жилых помещений по данной проблематике.
Опять вопрос – как стимулировать? Ведь уборка административных барьеров – не стимулирование. Это всего лишь обещание не сильно мешать. А помогать чем? Ликвидацией информационного вакуума? Кто хотел – сам давно его ликвидировал. А что не хотел – тому это не поможет. Короче, пустые обещанки.
QUOTE
Представляется целесообразной (по крайней мере, на этапе реализации Концепции) разработка порядка и условий выделения финансовых средств из бюджета города Смоленска на покрытие расходов, связанных с созданием и регистрацией ТСЖ, оформлением земельного участка и предоставления в пользование нежилых помещений для проведения общих собраний собственников помещений и собраний членов ТСЖ.
Конечно… Разработка порядка – пожалуйста. А вот собственно выделение средств… Этого текущая редакция концепции не предусматривает.
QUOTE
Кроме этого, финансовая помощь может предоставляться посредством субсидирования процентной ставки по кредитам в случаях привлечения собственниками заемных средств для проведения капитального ремонта, а также в виде предоставления соответствующих гарантий кредитным организациям.
Ну да, может предоставляться. А может и не предоставляться. Концепция ни к чему не обязывает (хоть и нормативный документ).
QUOTE
В целях реализации положений Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» орган местного самоуправления должен создать орган регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса.
С добрым утром, товарищи разработчики! Наконец-то вы проснулись! А пока спали, не заметили, что даже в медлительных недрах нашей городской администрации кое-какие процессы идут, тарифное регулирование осуществляется много лет, а горсовет ежегодно упреждает эти самые тарифы.
QUOTE
Внесение изменений в Устав города Смоленска с целью наделения Смоленского городского Совета полномочиями по регулированию надбавок к ценам (тарифам) для потребителей организаций коммунального комплекса.
Снова с добрым утром!
QUOTE
В целях повышения темпов роста доли многоквартирных домов, оборудованных общедомовыми приборами учета, представляется целесообразным предусматривать в бюджете города Смоленска средства на софинансирование инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по установке указанных приборов учета. Кроме этого, другим стимулом установления общедомовых приборов учета ресурсов станет проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, финансирование которого будет осуществляться с привлечением бюджетных средств.
Лихо закручено.
QUOTE
Необходимым условием успешной реализации проводимых мероприятий в области совершенствования расчетов потребителей за коммунальные услуги является проведение разъяснительной и агитационной работы среди населения с помощью средств массовой информации.
Ага, представители администрации будут с плакатами и гармошкой ходить по дворам и петь частушки о том, как нехорошо не платить за квартиру.
QUOTE
Существующие в городе Смоленске проблемы, связанные со значительным износом инженерных коммуникаций, а также несоответствие существующих мощностей организаций коммунального комплекса потребностям города в среднесрочной перспективе должны быть решены посредством разработки программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (до 2010 года).
Я фигею с этих чукчей. Оказывается, стоит разработать программу – и все проблемы сразу исчезнут.
Дядь, а дядь! Дай порулить твоей волшебной палочкой!
QUOTE
Разработка программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры должно сопровождаться внесением изменений в Генеральный план развития города Смоленска, в котором должны быть сформулированы основные направления развития города на средне- и долгосрочную перспективу.
Кто б спорил. Вот только Генеральный план развития города отсутствует и уже много лет говорится о необходимости его разработки.
QUOTE
Реструктуризация дебиторской задолженности населения города Смоленска может проводиться путем списания части сумм долга (пеней), предоставление скидок с суммы основного долга в обмен на своевременную и полную оплату текущих счетов, а также за счет выполнения гражданами работ в счет оплаты задолженностей.
Я понимаю, что население должно немало. Только «Теплосетям» долг населения составляет 120 млн. руб. Но брать в рабство за долги и заставлять их отрабатывать – это что-то новое. Это какой закон такое разрешает? Новые правила оказания коммунальных услуг в городе Смоленске?
QUOTE
Основным потребителем коммунальных услуг являются жители города. Доступность для потребителей услуг законодательно определяется как доступность приобретения и оплаты потребителями коммунальных услуг.
С доступностью приобретения у нас еще туда-сюда. А вот с доступностью оплаты – есть проблемы. И негде заплатить (очереди будь здоров) и нечего.
QUOTE
Необходимым условием обеспечения доступности приобретения потребителями коммунальных услуг является дальнейшее повышение уровня благоустроенности многоквартирных домов. Если сейчас удельный вес многоквартирных домов всех форм собственности, имеющих различные виды благоустройства, составляет от 81,4 до 96,5%, то к 2010 г. необходимо довести этот показатель до 95-97%.
Так какой же все-таки процент многоквартирных домов имеют различные виды благоустройства? Неужели подсчитать, сколько из 2400 многоквартирных домов имеют различные виды благоустройства настолько трудно, что результат представлен как диапазон. И как можно повысить уровень благоустройства с 96,5% до 95%? Впрочем, у нас все возможно.
К концепции прилагается и план мероприятий. И снова чушь собачья. Первый пункт гласит, что реализация концепции (в 2010 году) приведет к тому, что не менее 50% многоквартирных домов будут управляться управляющими компаниями и не менее 10% - ТСЖ. Что будут делать жители оставшихся 40% многоквартирных домов? Особенно, если учесть, что Жилищный кодекс требует, чтобы уже в 2007 году все многоквартирные дома определились со способом управления. Это, во-первых. А во-вторых, управляющие компании не управляют многоквартирными домами. Управляющая компания – один из трех способов управления общим имуществом многоквартирных домов. Самим же домом никто не управляет. Так и хочется в связи с этим, отправить разработчиков почитать ЖК, но, боюсь, в ответ они меня пошлют гораздо дальше. Ведь за составленный ими 30-и страничный весьма сомнительного содержания документ администрация города обещала им заплатить 640 тыс. руб. А это – свыше 20 тыс. руб. за страницу. Мне б такие гонорары…
Полный текст концепции постараюсь сейчас выложить на live.smolensk.ws