user

8 февраля - День российской науки

Старейший храм науки

Смоленский государственный университет является старейшим в области высшим учебным заведением и, как ни один вуз области, по праву может гордиться своими научными школами. Понятно, что по сравнению с более молодыми высшими учебными заведениями времени для создания научных школ у СмолГУ было больше. Но не только поэтому. Наряду с учебно-методической работой руководство университета придаёт и всегда придавало большое значение науке, в результате чего в университете по целому ряду направлений сложились, без преувеличения сказать, уникальные научные коллективы. Вот что думает по этому поводу проректор по научной работе профессор Л.А. Кузьмин.

- Леонид Алексеевич, могли бы мы начать, так сказать, с регионального аспекта? Что полезного делают учёные старейшего смоленского университета для нашей области?

- Обозначу сразу несколько направлений. Это история, то есть видение истории Смоленщины в XX веке и на рубеже XIX – XX вв. Это работы первого проректора нашего университета профессора Е.В. Кодина, круг научных интересов которого связан с эпохой сталинизма. Вопросы культуры, просвещения в советский период – предмет исследований профессора О.В. Козлова. Более раннему периоду истории нашего государства и непосредственно Смоленщины - после революции 1917 г. - посвящены работы Е.А. Сикорского, профессора кафедры истории права. Из монографий на эту тему можно было бы назвать такую, например, как «Деньги на революцию». Книга далеко не бесспорная, но очень интересная, основанная на солидном документальном материале. Вопросами продовольственных поставок в ранний советский период занимается профессор В.И. Борисов (кафедра отечественной истории).

В 70-80 гг. вопросы аграрной истории Смоленщины и в целом Западного региона страны активно исследовались такими учёными, как профессора А.А. Кондрашенков, Г.Т. Рябков, которых, к сожалению, уже нет среди нас. Значительная часть исторического краеведения Смоленщины связана с именем известного историка профессора Д.И. Будаева.

- Немалый материал, сколько мне известно, накоплен и по литературной истории края…

- И кафедру истории и теории литературы (проф. В.С. Баевский), и в особенности кафедру русской литературы и методики её преподавания (проф. Г.С. Меркин) можно, без преувеличения, назвать исследовательским центром по изучению творчества А.Т. Твардовского, к 100-летию со дня рождения которого готовится вся Россия.
Защищались диссертации и по творчеству смоленских писателей, которые значительно менее известны, чем Твардовский, Исаковский, Рыленков.
Нельзя не упомянуть 11-томный «Словарь смоленских говоров», подготовленный учёными нашего университета. Работа велась под руководством заведующей кафедрой русского языка Л.З. Бояриновой. Но и её предшественники также много сделали. В основу словаря положена уникальная картотека по материалам многолетних диалектологических экспедиций. Несколько тысяч карточек!

- В самом начале 90-х годов смоленскими учёными была составлена программа регионального развития по заказу Администрации области. В её разработке приняли участие члены Ассоциации учёных, президентом которой в ту пору был профессор Г.Г. Сильницкий. Нынче что-либо подобное университету не заказывают?

- Как раз в мае 2007 года планируется проведение представительной научно-практической конференции «Роль Смоленска в становлении Российского государства». Посвящена она 200-летию Отечественной войны 1812 года и 1150-летию со дня основания Смоленска. Уже состоялось обсуждение концепции этой конференции у вице-губернатора Ю.К. Сынкина. В качестве итога конференции должны быть выработаны предложения именно к программе развития Смоленщины. Нашим партнёром в разработке конкретных шагов в этом направлении является филиал Московского государственного университета сервиса.

- Несколько слов о сложившихся в университете научных школах.

- На первое место в силу наибольшей концентрации профессоров и докторов наук я бы поставил исторический и филологический факультеты. Причём здесь равновелико можно говорить как о прошлом, так и о нынешнем состоянии университета.
В связи с деятельностью старейших наших историков-аграрников уже упоминалось о смоленской исторической школе, которая признана в России. Однако невозможно представить себе Смоленщину без археологических изысканий профессора Е.А. Шмидта, который является крупнейшим специалистом по проблемам славянско-балтийских племён, обитавших в бассейне Верхнего Поднепровья. Под его руководством ведётся изучение древних захоронений: курганов, могильников, восстановление по найденным предметам быта и социальной жизни.

Из филологических направлений это школа профессора В.С. Баевского, который занимается историей русской литературы и критики в пушкинские и постпушкинские времена, захватывая ХХ век. Под руководством В.С. Баевского защищено уже несколько десятков кандидатских диссертаций. К тому же у самого Вадима Соломоновича больше чем у кого бы то ни было научных публикаций. Число их приближается к 700.

Направление, которое можно было бы условно назвать компьютерной лингвистикой, ведёт профессор Г.Г. Сильницкий. Он является первопроходцем в создании лингвистических типологий на основе математических методов.

Кафедра французского языка, которую долгие годы возглавляла профессор Э.М. Бе-реговская, а теперь передала своим ученикам, занимается экспрессивным синтаксисом французского языка на материале французских и бельгийских писателей ХХ столетия. Аспиранты Э.М. Береговской успешно защищают диссертации, причём, как правило, в стенах самого престижного вуза страны – МГУ. Сама Эда Моисеевна, об этом писала «СГ», в прошлом году удостоена уникальной награды – ордена Академических пальм. Указ о её награждении подписан премьер-министром Франции.

Основы смоленской математической школы заложены профессором М.Б. Балком. До сих пор всё, что делают наши математики, в университетском обиходе именуется «школой Балка». Прежде всего это комплексный анализ - предмет научного интереса ректора СмолГУ профессора В.А. Петрова.

Проблемой так называемых «краевых задач» занимается декан физико-математического факультета профессор К.М. Расулов.

- Научная школа – это ведь ещё и преемственность поколений?

- Образно говоря, живучесть школы именно от этого-то и зависит! Думаю, что проиллюстрировать это нагляднее всего можно на примере нашей исторической школы. Нынешние очень активно работающие в науке профессора Е.В. Кодин и О.В. Козлов, прежде всего я бы их назвал, в самом прямом смысле являются учениками А.А. Кондрашенкова, Г.Т. Рябкова, Д.И. Будаева, Е.А. Шмидта. Связь между поколениями отчётливо прослеживается и в филологических школах, особенно показательны в этом отношении школы профессоров В.С. Баевского, Е.Н. Борисовой, Г.Г. Сильницкого.

- Университет поддерживает контакты с другими учебными заведениями страны и за рубежом?

- На эту тему существует своего рода академическая история. В своё время Смоленск был центром подготовки специалистов в области русского языка. Наш вуз был одним из очень немногих педагогических учебных заведений России (в центральном регионе только мы, Калуга и Москва), где практиковалось так называемое «включённое» обучение, когда к нам на полгода приезжали около ста студентов из ГДР для активного обучения русскому языку. У нас были близкие, поистине братские отношения с Дрезденской высшей педагогической школой: постоянные обмены академическими и административными делегациями, участие в юбилеях наших вузов, обмен сборниками. У меня до сих пор хранятся наши совместные с дрезденцами сборники по истории. Договорные отношения также были с Ченстоховской высшей педагогической школой (Польша). Иногда наши студенты выезжали туда на месяц вместе с преподавателями, они проходили там практику по тем специальностям, которые преподавались. В Германию ежегодно группа в 30-35 человек выезжала для месячной практики по немецкому языку.

Мы продолжаем эти связи. Немцы приезжают к нам для практики по русскому языку и теперь, правда, на гораздо более короткие периоды. Как правило, это февраль-март.

- Международные связи университета возникают спонтанно или в этом есть какая-то продуманная система?

- Одна связь у нас возникла на некотором, я бы сказал даже, политическом основании. Это сотрудничество с Хагенским университетом. Он, правда, заочный, если воспользоваться старинной терминологией. Это Хагенский технический университет дистанционного образования, к слову, один из крупнейших в Европе. В нём более 70 тысяч студентов, разбросанных по разным континентам, которые общаются со своими преподавателями с помощью Интернета, спутниковых систем. Когда Хаген со Смоленском стали городами-партнёрами, естественно, возник вопрос о сотрудничестве. Вот в 1993-1994 гг. и приехала первая делегация. Надо сказать, немцы очень скрупулёзно подошли к выбору вуза-партнёра. Обошли они все крупные вузы Смоленска, но о своём решении ничего нам не сказали, уехали. А потом уже из Германии сообщили, что выбрали нас.

Хаген предложил сотрудничество по линии социологии с предложением обучать наших студентов и молодых преподавателей по своей методике и с выдачей своего диплома, который имеет европейское признание в рамках Болонских соглашений. Сегодня у нас социологии обучается около сорока человек, более десятка уже получили диплом Хагенского университета. Это студенты, аспиранты и молодые преподаватели прежде всего немецкого отделения, потому что там необходимо хорошее знание языка. В Смоленск приезжают профессора Хагенского университета. В частности, я бы упомянул Бертельса и Йегера, являющихся, кстати, почётными профессорами нашего университета. На протяжении восьми лет они читают лекции не только на факультете иностранных языков, но и с использованием переводчика на факультете управления. Большой интерес представляют книги, в частности, профессора Бертельса по проблемам городской социальной среды.

С участием Хагенского университета проходят ежегодные международные коллоквиумы «Социальные трансформации».

Налажены связи и с другими высшими учебными заведениями Европы. Мы подписали договоры с рядом вузов Польши: с Люблинским университетом имени М. Склодовской-Кюри, Быдгощским университетом и академией в Седльце. Я сказал бы так: связи, может быть, не столь активные, как с Хагеном, но вполне устойчивые. И в Быдгощ, и в Седльце выезжали наши учёные. За последние два-три года не менее двух десятков студентов там побывали. У нас, кстати, организовано изучение польского языка небольшими группами с целью приближения наших контактов к реальным совместным проектам. Академические партнёрские связи – это ответ на Болонскую конвенцию.

- С начала 90-х годов в академической жизни укоренилось слово «грант»…

- Мы с 1993 года ежегодно получаем гранты крупнейших отечественных научных фондов. Это уже упоминавшийся Российский гуманитарный научный фонд и очень строгий, в какой-то мере даже закрытый Российский фонд фундаментальных исследований. За годы сотрудничества с этими фондами более 60 профессоров и доцентов нашего университета получили финансовую поддержку на свои исследования, издательские проекты. Ежегодный объём средств, которые мы получаем от этих фондов, приближается к миллиону рублей.

Примерно с 1997-1998 гг. исследования наших учёных включаются в тематический план Министерства образования и науки. На сегодняшний день поддерживаются два научных направления СмолГУ: история (исследования профессора Е.В. Кодина) и филология (исследования профессора Г.Г. Сильницкого). В 2006 году это составило более 300 тысяч рублей на каждое направление из средств министерства.

Получаем мы и международные средства. В частности, профессора Ивонины Юрий Евгеньевич и Людмила Ивановна (кафедра всеобщей истории) получают стипендии крупнейших немецких академических фондов. А это иногда более 3000 евро на человека. Оба они занимаются историей дипломатии и политики раннего нового времени (XVI – XVII вв.).

Гранты крупнейших компьютерных корпораций США, таких, как, скажем, Intel, получает профессор В.П. Дьяконов - на создание своих руководств по использованию систем компьютерной лингвистики. Это именные гранты на несколько тысяч долларов.

Светлана Романенко
«Смоленская газета» 10(251) от 9 февраля 2007 г.